Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/16.8.2007/

Письмо из русской провинции



     В белградском литературном журнале Нова Зора (аналоге наших толстых журналов) опубликованы путевые записки известного сербского писателя и публициста Николы Живковича, уже много лет живущего в Берлине. Вспоминая о своей прошлогодней поездке в городок Выксу, на юг Нижегородчины, Живкович приводит немало любопытных подробностей.

     

     

     Четверг, 20 июля 2006

      ...И сегодня обещают 35 градусов жары. В Берлине стоит необыкновенно затяжное средиземноморское лето. В одиннадцатом часу рейсом авиакомпании "Германия" вместе с дочерью Драгой вылетел в Москву. В полете разговорился с попутчиком - немцем Вольфгангом, деловым человеком. Это его пятая поездка в Россию в последние два года. Очень доволен не только деловыми результатами, но и человеческими контактами. Считает, что с русскими следует иметь только долгосрочные связи. Впрочем, тут же поправился он, этот принцип верен и в отношении других стран. Всякий иной подход, собенно применительно к России, ошибочен. Это я говорю к тому, что некоторые мои коллеги считали иначе, и теперь они перекладывают вину на россию и путина, а свои собственные ошибки не видят.

      В России я бывал в период Горбачева и Ельцина. Тогда в стране царил хаос. Жизненный уровень населения настолько упал, что здесь стало невозможно завязывать какие бы то ни было серьезные отношения. Только при Путине в стране начался медленный подъем. Россию сегодня не узнать:

      - Мы, деловые люди, не знали, смеяться нам или плакать, когда немецкие газеты, в унисон с прочими массмедиа Запада, пели осанну Горбачеву и Ельцину, нахваливая их как "демокартов, либералов, прозападных реформаторов". Но стоило нам приехать в Россию, как мы видели совсем другую картину: в одночасье закрывались заводы, на которых работали порой по нескольку тысяч человек, социальное и пенсионное обеспечение развалилось, колхозы уничтожались, сотни тысяч гектаров земли пребывали в запустении, - делился впечатлениями этот, как видно, хорошо информированный немец.

      Полет в Москву длится два часа двадцать минут. И вот мы в аэропорту Домодедово. Здесь я последний раз был десять лет назад. Какая большая разница! Во времена Ельцина пограничная служба была одета в старую помятую униформу, люди выглядели усталыми, унылыми и равнодушными. Фасад на здании аэровокзала облупился, конвейер для транспортировки багажа не функционировал. А сейчас нас встретили безукоризненно одетые таможенные служащие - они профессионально выполнили свои обязанности и пожелали приятного пребывания в "Расии". На аэровокзале чисто, в туалетах есть теплая вода, пассажиры в ожидании вылета имеют возможность посмотреть фильм или воспользоваться интернетом... Словом, здесь тот же сервис, что и в аэропортах Канады, Америки и Западной Европы. Всего в Москве пять аэропотов; после начавшейся реконструкции Домодедовский аэровокзал будет одним из крупнейших в мире.

      В Москве значительно холоднее, всего 18 градусов. В зале ожидания нас встречает Игорь Александрович вместе с водителем Олегом Николаевичем. Тотчас же двинулись в путь. До Выксы около 400 километров - пять часов езды. Наш путь лежит на восток, в направлении Нижнего Новгорода. Погода переменчива: то солнце, то дождь.

      За Владимиром свернули на обычное шоссе. Теперь расстояния между населенными пунктами значительно увеличились. По сторонам дороги неоглядный лес: чаще березки, реже сосны и ели. Много речек и озер. Вот и старинный Муром. Помню, в детстве я читал русские народные сказки и байки, в которых упоминался богатырь Илья из города Мурома. Для русских он то же, что для нас, сербов, - Королевич Марко.

      Муром расположен на берегу Оки и насчитывает 130 тысяч жителей. Это один из самых древних и красивых русских городов, знаменитый своими церквями и монастырями. Почти все они после Октября 17-го были или уничтожены большевиками или превращены в склады и школы. Сейчас многие из них возвращены к жизни.

      Наконец, прибыли в Выксу. Разместился в отеле "Волна". В номере чисто, просторно и уютно. Наскоро освежился, а затем в ресторане отеля ужинал вместе с Игорем Александровичем и градоначальником Игорем Львовичем Раевым. В честь встречи выпили несколько стопок водки "Путинки" с обязательной здравицей.

     

      Пятница, 21 июля

      Утром Игорь Александрович отвез меня в дирекцию металлургического завода. Здесь я познакомился с генеральным директором Валерием Павловичем Анисимовым. Поговорили о предстоящем юбилее завода, который будет отмечаться в ноябре 2007 года. Завод основали братья Баташевы - Андрей и Иван. Ныне этот завод, один из крупнейших в России, производит трубы для газопровода, который должен связать Россию и Германию (его прокладывают по дну Балтийского моря).

      Затем совершили прогулку на Оку, в Шиморское - поселок в десяти километрах от Выксы. Когда-то, "до Горбачева", по Оке было оживленное речное сообщение, а сейчас увы. Вообще в разговоре с русскими я часто слышал ремарку - "до Горбачева", т.е. тогда, когда "жизнь была вполне нормальная, терпимая и даже благополучная".

      Игорь Львович рассказал, что прежде он служил на подводной лодке и был прекрасным специалистом-ракетчиком:

      - Мы были отлично подготовлены. Точно знали, что затевают и чем располагают американцы. Во многих отношениях были даже сильнее их. А затем к власти пришел Горбачев и сказал, что мы, офицеры, дескать, "военные нахлебники". В тот момент я понял, что в армии, которой командует человек, равнодушный к безопасности и судьбе своей страны, мне больше нет места. Вернулся в родной город, решив посвятить себя улучшению жизни моих земляков.

      Раеву чуть более сорока, так что он вполне может рассчитывать, что осуществит часть своих идей и и планов.

      Прогулялся по городу. В магазинах есть все, как и в Берлине. Выбор рыбы даже богаче. Например, в Выксе человек может купить рыбу, которая "плавает в воде". В Берлине я видел живую рыбу только в самом богатом магазине города, в "Кадеве".

     

      Суббота, 22 июля

      В половине восьмого двинулись из Выксы в Ардатов, а далее в Дивеево, где есть женский монастырь, который ныне почти полностью восстановлен. В 2006 году этой обители - одной из самых больших святынь русской Православной церкви - исполнилось 180 лет.

     По моей оценке, монастырь в тот день посетило несколько тысяч паломников. По словам одной "матушки" (монахини), такой наплыв бывает каждый день.

      Основан монастырь по благословению монаха Серафима Саровского. В честь него обитель и получила свое имя - Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Соборный храм построен в 1848 - 1875 годах; по признанию С.В. Булгакова, он поражал "своим величием и красотой". В Православном календаре за 2006 год говорится, что в 1842 году здесь было 125 монахинь. А в 1861 году, по словам сына знаменитого историка А.Н. Карамзина, в монастыре уже было 500 насельниц. В начале ХХ века число дивеевских монахинь достигло двух тысяч. В 1927 году большевики разогнали монахинь, а монастырь закрыли.

      - В 1991 году я прибыла из Риги в Дивеево с несколькими монахинями, - рассказывает игумения Сергия (Конкова). - В Троицком соборе была мерзость запустения. Казанский храм был превращен в овощной склад. На территории монастыря находились здание милиции, средняя и вечерняя школы, СПТУ... Троицкий собор восстановлен в 1997 году, Преображенский - в 1998-м, трапезный храм Александра Невского - в 2000-м, Казанский и Святая Канавка - в 2004-м. Сегодня это один из крупнейших монастырей России.

      Правила в церкви строго почитаются. Женщины входят в храм только в юбке и с платком на голове. Моя дочка Драга тоже не стала исключением. Показали нам и Саров. Подъехали к воротам города, но дальше нельзя. Мне сказали, что такие закрытые города есть еще на Урале и Дальнем Востоке.

      На обратном пути посетили село Илев. Рядом прекрасный пруд. Здесь каждый год проходят соревнования рыболовов. От огромной сельской церкви остались только стены. Кладбище в лесу. Такое я вижу первый раз. Выглядит необычно, но как это все-таки естественно и красиво. Возвратились в Выксу через село Нарышкино. Везде видны остатки колхозов. Здания брошены, разорены, от некоторых остались одни стены.

     

      Воскресенье, 23 июля

      Вместе с Игорем Львовичем и Игорем Александровичем тронулись в сторону села Новодмитриевки. По дороге остановились, чтобы посмотреть животноводческую ферму, которую содержит Сергей Юрьевич. Он выкупил ее у колхоза и тем самым спас от гибели. На ферме содержит 120 коров. А вокруг на многие километры только неоглядный лес и ни одного жилого домика. Игорь Львович объяснил, что все окрестные села вымерли и исчезли с лица земли.

      Недалеко от села Чупалейки снова свернули с шоссе. Здесь , посреди леса, в своем имении живет Сергей Юрьевич, а по хозяйству ему помогает Василий Васильевич. Развели десяток овец, несколько телят; на пасеке - двадцать ульев. Мы помогали гнать мед, причем Игорь Александрович поранил руку. Хозяин заколол одного цыпленка и тотчас бросил в котел. Суп был превосходным.

      Если есть рай на земле, то именно в этом месте. В этом убежден и сам "хозяин" Сергей Юрьевич. Говорит, что ни за какие коврижки не хотел бы жить в городе. Как-то само собой перешли на тему "родины". Это слово трудно точно перевести. Как я понял, русские, все без исключения, несмотря на разницу в политических убеждениях и мнениях, "любят родину". Это чувство у них совершенно естественно, глубоко и тихо. Они не хвастаются и не шумят. Просто говорят, что русский человек "не любит слушать команды на чужом языке. Русский любит жить на своей земле и хочет, чтобы его хозяином был русский человек". Так мы быстро перешли на следующую тему: погода в нынешнем июле слишком прохладная. Кто-то заметил, что июль уже лет десять не был таким дождливым. Заметил, что помидоры в огороде еще совсем зеленые.

      На прощание Сергей Юрьевич подарил мне два килограмма, как он сказал, "чистого, здорового липового меда".

     

      Понедельник, 24 июля

      Солнечное утро. До обеда читал и писал. Около двух часов зашел Игорь Александрович, и мы прогулялись по городу. Парк, основанный братьями Баташевыми, очень красив. В парке есть памятник семи большевикам, которых убили крестьяне из Новодмитриевки. Большевики долго терроризировали этот край, крестьяне не выдержали, устроили засаду и убили семерых красных. В наказание большевики убили около семисот местных крестьян. Коммунисты вели себя как немецкие оккупанты в Сербии после Второй мировой войны. Памятника расстрелянным крестьянам, разумеется, нет.

      Вечером в ресторане отеля познакомился с группой немцев. Они из Лейпцига, а здесь работают на металлургическом заводе. В Выксе уже три месяца. Довольны и размещением, и заработком. Немцы мне сказали, что здесь работают и итальянцы, а на строительстве новых заводских корпусов заняты около тысячи турок. Для них даже сооружен специальный поселок. Приехали сюда полгода назад и планируют остаться еще на полгода. Вообще строительные работы в России выполняют по большей мере турки. Одна из причин - недостаток собственной рабочей силы. "Русская нация вымирает" - все, от священника до градоначальника, повторяют эту фразу.

     

      Вторник, 25 июля.

      Посетил Духовное училище. Здание на реконструкции. Разговаривал с учителем церковного пения. В шесть вечера посетил семью Виктора Гельца. Его дед, родом из Майнца, преподавал в Москве немецкий язык. Во время второй мировой войны воевал в Красной армии и попал в плен к немцам. После 1945 года возвратился в Россию и был заключен в лагерь, где у него родился сын. Мой хозяин - внук того несчастного учителя немецкого и, как и его отец, не знает ни слова по-немецки. По своем виду и поведению он стопроцентный русский.

      Встретил одного крестьянина, "колхозника". Говорит, приехал из ближнего села.

      - Как вам жилось во время Советского Союза и как сейчас? - спрашиваю.

      - Лучше всего было во времена Брежнева. Тогда и мы, крестьяне, каждый год брали отпуск и уезжали на отдых. А затем пришла перестройка. Она уничтожила наш колхоз. Чтобы не умереть с голода, мы ушли в город и стали просить милостыню. Горбачев и Ельцин уничтожили русское село. А без села страна жить не может. Просто-напросто без села России быть не может.

      Этот русский мужик рассуждал о перестройке так же, как сербский крестьянин ведет речь о каком нибудь несчастье: будь то неурожай, наводнение, война, голод или оккупация.

     

      Среда, 26 июля.

      Рано утром выехали в Нижний Новгород. Город с населением 1.400.000 человек отличается обилием зелени. Совершили прогулку по Кремлю. Вид с Откоса на Стрелку сразу вызывает в памяти аналогичное зрелище в Белграде, где с высоты крепости Калемегдан можно любоваться слиянием Савы и Дуная (правда, Ока гораздо полноводнее Савы). Нижегородский Кремль так мастерски реставрирован, что у посетителей создается впечатление, будто они попали в начало XVI века, в эпоху правления Василия Третьего (1506 - 1511 гг.).

      Основан город в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем. Благодаря прекрасному географическому положению, быстро стал значительным торговым и культурным центром Руси. В Смутное время, когда Москвой правили поляки, Нижний Новгород стал центром отпора иностранным завоевателям. В 1611 - 12 годах здесь было сформировано народное ополчение под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. С тех пор они почитаются как одни из самых славных героев русской истории. Сербской читающей публике Минин и Пожарский известны и тем, что именно им Ньегош посвятил начальные стихи своего "Горского венца". В 1826 году в Нижегородском Кремле Минину и Пожарскому воздвигнут памятник (скульптор А.И. Колобов). Город украшают многочисленные церкви: особенно запомнились Архангельская (1624-31) и выдержанные в "строгановском стиле" Смоленская (1649-97) и Рождественская (1719).

      Видел здание, в котором жил и работал Владимир Иванович Даль.Он для русских сделал столько же, сколько для сербов сделал Вук Караджич. В Нижнем Новгороде жил с 1849 года. В 1858 году переселился в Москву, где завершил составление "Толкового Словаря живого великорусского языка" в четырех томах.

      Разговаривал с римокатолическим священником аргентинцем Марио. Это единственный католический священник в Нижнем Новгороде. Рассказывает, что в город часто приезжают итальяцы и испанцы, но больше всего их интересуют детские дома: "Вы знаете, что на Западе многие родители не могут или не желают иметь своих детей, вот и приезжают за ними в Россию. Здесь дети красивые и умные".

      В городе живут около пятисот римокатоликов. Со стороны власти особых проблем не имеют. Марио поддерживает контакты и со священниками Русской православной церкви. Он уже десять лет в Нижнем и по-русски говорит вполне прилично. Церковь снаружи выглядит как обычное здание и ее нелегко найти; на невидной боковой улице она ничем не выделяется.

     

      Четверг, 27 июля

      Похолодало. Прошел дождь, а затем снова появилось солнце. В полдень за нами заехал Игорь Львович и мы направились к приходскому священнику батюшке Геннадию. Он нам показал церковь, ктитором которой также был Баташев. Обратили внимание на одну очень старую и ценную икону, которую спасла выксунская бабушка. В лихие времена она с риском для жизни прятала эту икону в своем доме. Как-то утром (шел, наверное, 1990 год) в дверь ее избы постучали два московских торговца и потребовали продать икону. Предлагали денег раз в десять больше, чем выксунский средний заработок. Бабушка испугалась и сразу же пошла к священнику за советом. Он предложил ей отдать икону в храм, что она и исполнила. Вечером те же торговцы, не зная, что икона уже у священника, снова явились к бабушке. Ворвавшись в избу, они так сильно избили старушку, что та попала в больницу...

      Между тем нас позвали на обед. Стол ломился от угощений. На закуску: икра, колбаса, огурцы, перец; затем борщ, жареное мясо, фрукты. По русскому обычаю каждый должен сказать тост. Отец Геннадий, обратившись ко мне, высказал пожелание, чтобы я ощущал себя в России так же хорошо, как на своей родине, в Сербии. Градоначальник, в свою очередь, поблагодарил отца Геннадия за все, что тот сделал за последние десять лет. А сделано много: из руин воскресла старая церковь, которую еще в XVIII веке воздвигли братья Баташевы. Возродилось Духовное училище, в котором сегодня учатся 45 будущих священников. Начато восстановление женского монастыря. Батюшка Геннадий тоже не остался в долгу и поблагодарил директора завода Валерия Павловича и градоначальника за понимание и помощь. Дошла очередь и до меня. Раз так, значит, надо выпить еще одну рюмку водки, сказав несколько добрых слов...

     

      Пятница, 28 июля

      По русскому календарю сегодня Святой Владимир. В этот день летом 988 года "произошло Крещение Киевлян в водах Днепра". В четыре часа после полудня нас отвезли в сауну, что в доме отдыха металлургического завода. Здесь нас встретила бабушка Лидия Алексеевна. На столе снова богатое угощение и непременная русская водка. Градоначальник провозгласил здравицу в честь "дорогого сербского гостя, нашего брата-славянина". Затем пошли в сауну. Температура 105 градусов (в Берлине бывает не выше 95). Минут через десять вышли из бани и снова сели за стол. Потом снова в сауну. На этот раз температура была еще выше. Выдержал не больше пяти минут. Русские тем временем молотили друг друга по спине березовыми (а может быть, и дубовыми) вениками. Они могут проводить в бане по пять часов кряду.

      После бани почувствовал себя свежим и бодрым, поэтому пошел не в номер, а в ресторан отеля. Тут играли русскую свадьбу. Меня позвали за стол. Никто не удивился, что к ним присоединился иностранец. После краткого знакомства узнал, что на свадьбе есть один гость, который несколько раз по делам был в Сербии. Дмитрий (так его звали), сотрудник одной из фирм, оказался весьма просвещен:

      - В Белграде мне сразу бросилось в глаза, что у вас почти никто не знает русский язык. Впрочем, это не страшно. По-русски не говорят и в других странах. Хуже, что в Белграде часто можно услышать, что русские, дескать, бросили сербов на произвол судьбы. Это не так. Вы сами знаете, что мы вступили в Первую мировую войну без всякой подготовки, ради Сербии. В октябре 1917-го произошла революция, уничтожившая русское государство. Все русское изымалось и уничтожалось. Только при Путине началось медленное, мучительное восстановление России. Это все известно... Почему же Сербия ожидала от России помощи в 1999 году. Тогда у власти был Ельцин, который действовал не в наших интересах, а против нас самих. И еще. Когда им тяжело, сербы, как и другие славяне, вспоминают о "матушке России". Это понятно. Но что вы, сербы, сами сделали для укрепления связи с Россией? Да, по сути, ничего. Все вы учите английский, немецкий, испанский и т.д. Это правильно. Так и в остальных странах. Но почему так мало людей в Сербии знают русский?.. Стоит в какой-нибудь сербской школе появиться такому предмету, как русский язык, как родители сразу пишут петиции в министерство образования. Требуют заменить русский английским. А сколько белградцев приезжают на отдых в Россию? Вы же видели, как красива наша страна... В средствах информации Сербии в известной мере присутствует русофобия. Я знаю, что обычный серб так не думает. Но нас, русских, это все-таки оскорбляет. Разве мы вас бомардировали в апреле 1941-го, на Пасху 1944-го или в 1999-м?..

      На прощание мы с Дмитрием выпили еще водки за здравие русского и сербского народов.

     

      Суббота, 29 июля

      Несмотря на вчерашний обильный прием "Путинки", утром не чувствовал головной боли. В семь вечера за нами зашел новый знакомый Александр Федорович со своей дочкой Женей.

      - Посмотрите на нашу Выксу, - сказал Александр Федорович. - Все, что красиво, все, что на века, нам оставили "реакционеры" - богатые русские, которые любили и этот город, и всю Россию. А что нам оставили коммунисты? Пустыри и безобразные каменные строения, которые больше похожи на курятники, чем на дома для людей. Жить в этих квартирах, скажу вам, страшно. Сейчас у меня свой дом и я чувствую себя словно заново рожденным.

      Александр провел меня по просторному фруктовому саду, где нашлось место и овощам. Его гордость - сделанная своими руками русская баня. Жена Александра взяла гармонь и заиграла русские народные песни. Мы сели за стол и запели. Не забыли и "Стеньку Разина". Узнав, что я уже 28 лет живу в Берлине, хозяева поинтересовались, в чем разница между русскими и немцами. Ответил, что есть несколько небольших различий. Немцы тоже любят собираться и отмечать дни рождения и другие семейные праздники. Но песни они не поют. Когда немного выпьют, становятся более разговорчивыми и шумливыми, но не более того. Расспрашивал немцев, давно ли они перестали петь. Говорят, что так повелось после 1945 года. Немцы больше не знают своих народных песен. После второй мировой войны была проведена тотальная "денацификация", которая так искривила их мозги, что они отреклись от своих традиций и истории, но зато вновь стали частью "международного сообщества".

     

      Воскресенье, Огненная Мария

      Попрощавшись с Игорем Львовичем и Игорем Александровичем, двинулись в обратный путь. В Муроме, у Преображенского монастыря, сделали краткую остановку. Случайно встретил одного монаха. Узнал от него, что 2 августа монастырь отмечает свою 910-ю годовщину. Литургию будет служить Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ожидается много паломников. Мимо нас быстро прошел игумен Кирилл. Монах мне объяснил, что он занят подготовкой этого радостного торжества.

      На аэродром Домодедово прибыли в полдень. Увидели неописуемую давку. С радостью вспомнил Выксу и тишину русской провинции.

      Перед отлетом познакомился со священником из Тернопольской епархии на Западной Украине. В прошлом году униаты (или греко-католики) отобрали у него церковь. Она больше двухсот лет была православной. Батюшка приезжал в Москву, чтобы пожаловаться на беззакония и террор в отношении православного населения. Спросил его, что бы он хотел передать сербам. Батюшка подумал, а потом как-то тихо и торжественно сказал:

      - Были едиными славянами, в любви, в мире, в лоне православной канонической церкви. Какими мы были, такими мы и должны остаться. Я думаю, Господь направит нас на истинный путь. А Вам многая лета и чтобы Вы писали только правду!

     

     

     

     

     

     Nikola Zivkovic

     Knausstr. 14

     141 93 Berlin

     Germany

     Tel.: +49 - 30 - 82 55 606