Россия медленно, но верно продолжает «дожимать» Запад в косовском вопросе. Итоги состоявшегося 22 октября в Вене очередного раунда переговоров Белграда и Приштины стали последним гвоздем в крышку гроба приснопамятного «плана Ахтисаари». На стол посредников и непосредственных участников переговоров лег новый документ, состоящий из 14 пунктов. В нем уже нет ни слова о независимости Косова.
Экс-президент Финляндии Мартти Ахтисаари готовился полтора года для того, чтобы выйти в феврале текущего года на международную трибуну с предложением дать сербскому краю Косово «поднадзорную независимость» вопреки воле сербов. Причем «поднадзорную» не Белграду и даже не ООН, а НАТО, - военно-политическому блоку, бомбившему Югославию в 1999 году, и Евросоюзу, многие месяцы блокирующему переговоры об углублении сотрудничества с Сербией.
После того как Россия – впервые за последние 15 лет – сказала в июле в Совете Безопасности ООН свое решительное «нет» попыткам Запада вновь перекроить балканскую карту по своим лекалам, в Вашингтоне и Брюсселе взяли паузу. Ею воспользовался генсек ООН Пан Ги Мун, предоставивший в августе мандат на организацию новых переговоров посреднической «тройке» в составе представителей России, США и ЕС.
В Вашингтоне и Брюсселе не скрывали, что по-прежнему преданы идеям Ахтисаари. Представители США и ЕС неизбежно подчеркивали, что намерены в случае неудачи переговоров ввести в действие сценарий поднадзорной независимости. Однако два раунда переговоров делегаций Сербии и албанских лидеров Косовского края продемонстрировали всю тупиковость подобных попыток. Кроме того, идея независимости Косова расколола Евросоюз, что для организации, не имеющей ни Основного закона (Конституции), ни внятной общей политики в сфере безопасности и обороны, поистине смерти подобно.
В результате на свет появились «14 пунктов», которые сразу же заметно перепугали албанских сепаратистов. Один из членов делегации Приштины, Скендер Хюсени, пообещал, что албанцы будут и далее настаивать на предоставлении Косову независимости: «Мы хотим быть независимыми и иметь место в ООН».
Однако в целом можно констатировать, что, несмотря на самоуверенную риторику албанских экстремистов и недвусмысленные угрозы боевиков в адрес сербов и миротворцев, международные посредники перешли важный рубеж. Они отказались обсуждать идею независимости Косова и сосредоточились на разграничении сфер полномочий между Белградом и Приштиной. К совместному ведению дел отнесены возвращение перемещенных лиц, выяснение судьбы пропавших без вести, защита национальных меньшинств, охрана объектов культурного наследия, решение экономических вопросов (включая свободное передвижение людей, товаров, капиталов и услуг, а также работу над обеспечением совместного хозяйственного роста и стратегией развития в соответствии с региональными экономическими инициативами), проблемы энергетики, торговли, инфраструктуры, транспорта и коммуникаций, банковский сектор и налоговая политика, приближение к стандартам Европейского Союза, охрана окружающей среды, борьба с организованной преступностью - особенно в сфере терроризма, торговли людьми, оружием и наркотиками. В 10-м пункте подчеркивается, что в вышеперечисленных областях сотрудничества Белград и Приштина «создадут совместные рабочие органы в целях осуществления деятельности, представляющей совместный интерес».
Что же касается статусных атрибутов, то 12-й пункт провозглашает, что Косово «будет иметь полный контроль над своими финансами (налогообложение, общественные доходы и т.д.»). А предыдущий 11-й утверждает, что «за исключением своих международных обязательств как субъекта международного права, Белград не будет вмешиваться в отношения Приштины с международными финансовыми институтами».
Таковы в общих чертах главные положения документа. В отличие от «плана Ахтисаари», он обещает албанским сепаратистам Косова не государственную, а исключительно финансовую независимость – да и то в той мере, в какой она не будет идти вразрез с международно-признанными правами Белграда. Что же касается 4-го и 5-го пунктов, за которые попытались ухватиться албанцы, то в них говорится лишь о том, что Косово «не вернется к положению до 1999 года», и «Белград не будет управлять Косовом». Подобная констатация никак не может считаться поддержкой независимости, поскольку, хотя во времена Слободана Милошевича Косовский край считался автономным в составе Сербии, он фактически находился под жестким военно-полицейским контролем Белграда, и сегодня сама Сербия отнюдь не желает повторения того сценария.
Конечно, «14 пунктов» - пока еще лишь основа для дальнейших переговоров. Они далеко не во всем устраивают и сербскую сторону. В частности, среди них отсутствует упоминание о резолюции № 1244 от 10 июня 1999 года – основополагающем документе, гарантирующем государственный суверенитет и территориальную неприкосновенность Сербии. Однако тенденция налицо. Благодаря жесткой и принципиальной позиции России, от которой на Балканах, что уж греха таить, начали отвыкать, расписанный, казалось бы, наперед великоалбанский сценарий Запада затрещал по всем швам. А у Президента России В. Путина появился шанс войти в историю архитектором новых Балкан и нового мироустройства, – как это сделал почти 90 лет назад его американский коллега Вудро Вильсон. В 1918 году «14 пунктов» Вильсона открыли новый период в истории Европы. «14 пунктов Путина» (если, конечно, российская дипломатия сохранит твердость на завершающем этапе переговоров по Косову) могут сыграть еще более важную роль в начале нового тысячелетия. А именно - заложить краеугольный камень в складывающийся союз государств и народов, противостоящих гегемонизму США и политико-духовно-политической импотенции Европейского Союза.
По материалам Фонда стратегической культуры