Часть I
В период пребывания Косова в составе межвоенной королевской и послевоенной социалистической Югославии ислам не играл в крае существенной роли. Однако в 1990-е годы ситуация кардинально изменилась. Балканы и, прежде всего, Боснию и Герцеговину наводнили наемники и добровольцы из исламских государств Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, а многочисленные мусульманские организации и фонды стали открывать в регионе свои филиалы и представительства.
Нередко (как в случае с псевдогуманитарным саудовским фондом «Аль-Харамейн») под прикрытием благотворительных вывесок осуществлялся набор «воинов джихада», закупалось оружие, создавались тренировочные лагеря. Одним из наиболее крупных стал лагерь в районе боснийского города Травник – сохранившийся и после того, как Дейтонское соглашение 1995 года потребовало от правительства Боснии и Герцеговины выставить всех иностранных боевиков. Что же касается Косова, то местная мусульманская община на протяжении 1990-х годов особое внимание уделяла сооружению мечетей и так называемых «теке» («духовных домов»). К 1998-1999 годам в Косове, по данным местных исламских организаций, уже функционировало порядка 560 мечетей.
В 1998 году «Международная кризисная группа» констатировала наличие тренировочных лагерей и разветвленной инфраструктуры боевиков «Армии освобождения Косова (АОК)» в приграничных северных и северо-восточных районах Албании. Деньги на их содержание, оружие и инструкторы опять-таки поступали из исламского мира, а вместе с ними среди албанцев стали активно распространяться наиболее радикальные течения в исламе, в первую очередь ваххабизм.
Центрами ваххабизма стали вся территория Косова и район Санджака – исторической области на границе Сербии и Черногории. По данным албаноязычных СМИ Косова, к началу 2007 года в крае функционировали около 30 так называемых «школ Корана», в том числе в главных косовских городах – Приштине, Призрене, Печи и Косовской-Митровице. А в марте 2007 года в районе города Нови-Пазар (Санджак) сербская полиция обнаружила тренировочный лагерь ваххабитов, битком набитый оружием, взрывчаткой и литературой экстремистского толка. Оружие завозилось в Санджак из Албании через территорию Косова.
Активное проникновение ваххабитов в Косово началось сразу после размещения в крае миротворческих сил НАТО и вывода края из-под контроля Белграда. Главными финансистами исламских боевиков и их структур стали базирующиеся в Саудовской Аравии Комитет помощи Косову и Чечне, а также фонд «Аль-Харамейн». Захваченные сербской полицией в районе Нови-Пазара документы подтвердили, что конечной целью исламистов является создание экстремистского мусульманского государства с включением в него территории Боснии и Герцеговины, Косова и Санджака. Кроме того, по данным, имеющимся в распоряжении военного командования Сербии, с начала 2004 года исламские экстремистские группировки активизировали свою деятельность на севере Черногории и в сербской области Рашка, а в Косове и Албании открыто действуют ячейки террористической сети «Аль-Каида». Руководит этой сетью Мухаммад аз-Завахири – брат одного из приближенных Усамы бен Ладена Аймана аз-Завахири. У него установились тесные связи с лидерами террористической «Армии освобождения Косова», занимающими сейчас ключевые посты в структурах управления краем. Бывший политический руководитель АОК Хашим Тачи со своей Демократической партией Косова победил на парламентских выборах в Косове 17 ноября и сформирует новое краевое правительство, сменив на премьерском посту экс-главкома АОК Агима Чеку.
Пора подвести неутешительные итоги:
1) Основу нынешнего косовско-албанского этноса, требующего независимости от Сербии, составляют потомки сербов, исламизированных в период Османской империи. Такое происхождение во многом объясняет их жестокость в отношении своих бывших соплеменников, например, антисербские «этнические чистки», проводившиеся в 1990-е годы другим искусственно созданным народом – боснийскими мусульманами, являющимися по своему происхождению сербами-потурченцами.
2)На протяжении всей истории албанского национального движения религия не играла в нем столь значительной роли, как в сербском, хорватском или болгарском. Один из его идеологов Пашко Васа Шкодрани (католик, занимавший в Османской иерархии пост губернатора Ливана) заявил еще в XIX века, что «религией албанцев является албанизм».
3)В последние два десятилетия исламский фактор резко активизировался как в Косове, так и в соседних районах Балкан. Причем мусульманские идеи импортируются в регион извне, из стран исламского мира, прежде всего Саудовской Аравии, а также ОАЭ, Иордании, Кувейта и Ирана и представляют наиболее радикальные течения. Нынешние лидеры Косова поддерживают тесные связи с «Аль-Каидой». Насаждение ваххабизма в Косове и на Балканах в целом осуществляется теми же методами, что и в Чечне.
Независимому Косову, которое, по имеющейся информации, немедленно признают все страны-члены Организации Исламская Конференция (за исключением сталкивающейся с серьезными межнациональными проблемами Индонезии), уготована роль ядра будущего радикального исламского государства, создаваемого в балканско-черноморско-кавказском регионе на деньги исламского мира, албанской диаспоры, транснациональной наркомафии и сил международного терроризма.
______________
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук.
По материалам Фонда стратегической культуры