Уже не раз многие политики и журналисты отмечали, что у Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ) нет никаких фактов, которые бы он мог вменить в вину лидеру сербских радикалов Воиславу Шешелю. Более того, у него нет и не может быть и никаких свидетелей, которые бы подтвердили мнимые преступления Шешеля. И в МТБЮ действительно сильно жалеют, что когда-то выдвинули обвинения против руководителя Сербской радикальной партии (СРП) . Иначе бы его не «мариновали» в тюремной камере почти пять лет без суда и следствия.
Напомним, что Шешель обвиняется в депортациях, убийствах, пытках, издевательствах, грабежах и т.д. и т.п. Вероятно, всем этим бесчеловечным действиям сербского «ультранационалиста» должно быть множество свидетелей.
И вот 11 декабря в зале МТБЮ появился первый свидетель обвинения. Им оказался американский «социолог» Энтони Обершэл, являющийся на самом деле «экспертом по пропаганде».
«Социолог» объявил, что лидер радикалов в своих «ксенофобско-националистических» выступлениях в 1991-1994 годах «говорил о насилии над несербами в бывшей Югославии для создания Великой Сербии», сообщает агентство «Бета». Далее выяснилось, что Обершэл вовсе и не свидетель, а эксперт МТБЮ, непонятно по какой причине названный «свидетелем». Мнимый свидетель сообщил, что по просьбе Трибунала проанализировал 400 текстов Шешеля. Это 40 сборников выступлений лидера радикалов, выпущенных СРП. При этом Обершэл признался, что абсолютно не знает сербского языка, и все тексты ему перевели в Университете Северной Каролины, в котором он является профессором.
Обершэл начал давать «свидетельские показания»: «Типичная речь Шешеля начиналась с восхваления сербов, о которых он говорил, что они великий народ, являющийся жертвой прошлых преступлений, которые совершили внешние и внутренние враги, снова угрожающие сербам. Реакцией на эти выступления было желание уничтожить источник угрозы агрессивными и насильственными средствами. Когда Шешель говорил, что «ненасильственное решение это самое лучшее решение, но его невозможно достичь», он тем самым, подразумевал насилие, а не компромисс. Во многих из этих текстов Шешель угрожает другим народам, упоминая изгнание с территорий, обмен населением, месть и возмездие. За то, что происходит, он обвиняет другие народы». Тем самым, утверждал «свидетель», Шешель «сеял страх» среди тех, кто его слушал. Результатом этого была «общественная поддержка политиков, выступающих за насилие, как средство устранения угрозы».
Далее прокурорша Кристина Даль включила запись интервью Шешеля 1991 года. Она почему-то решила, что оно может быть доказательством вины лидера радикалов. Но если послушать текст этого интервью, то окажется, что все, о чем говорил и предупреждал Шешель на деле и произошло. Так, Шешель предупреждает сербов об «усташском кинжале» нового хорватского президента Франьо Туджмана, о повторении геноцида времен Второй мировой войны! Но разве уже тогда сербов не изгоняли из Хорватии, не убивали их? Разве не было впоследствии массовых этнических чисток сербов, операций «Блеск» и «Буря», с десятками тысяч убитых и сотнями тысяч изгнанных мирных сербов?
Тот же сценарий «свидетельских» показаний повторился и 12 декабря.
Обершэл заявил, что в ходе войны в бывшей Югославии добровольцы СРП превратили в действие пропаганду Шешеля: «Они повторяли всё, что говорил Шешель: что сербский народ жертва, что ему угрожают другие народы, и что эту угрозу надо устранить».
Когда Кристина Даль воспроизвела запись еще одного выступления Шешеля, на этот раз перед добровольцами, лидер СРП заявил ей, что из записи вырезан кусок, где он говорит добровольцам, чтобы те гуманно поступали с военнопленными, женщинами и детьми.
Наконец, Обершэл вынужден был признать, что в выступлениях Шешеля не нашел прямых призывов к преступлениям в Хорватии и Боснии, о которых говорится в обвинительном заключении. Обершэл также сказал, что в речах Шешеля не содержится расистских высказываний, но в них присутствует «язык угроз».
Шешель часто смеялся над высказываниями Обершэла, а потом сказал, что Обершэл для него все равно, что свидетель защиты.