Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/10.6.2004/

Интервью Ивана Приймы с Патриархом Сербским Павлом (1992 г.)



     Патриарх Сербский Его Святейшество Павел славен тем, что сумел примирить и объединить Сербскую Православную Церковь с Сербской Православной Церковью За Границей, конфликт между которыми пол- ностью соответствовал конфликту Руссках Православных Церквей. Благодаря глубокой чистоте суждений Патрииарха к его мнению в Сербии прислушиваются все: правые и левые, социалисты и демократы. Он считает своим долгом пригла- шать к себе представителей разных партий 'для примирения и объединения их усилий на защиту Сербии и православия. По его инициативе были подняты останки тысяч сербов из печально известных "ям" в Хорватии - и захоронены по православному обычаю. В свои 70 с лишним лет Его Святейшество часто подметает двор 'Патриархии в Белграде, совершает поездки по стране на поезде во 2-м классе, ведет истинно аскетический образ жизни.

     - Ваше Святейшество, с духовной, да и с мирской точки зрения: что происходит сегодня в Сербии и в чем корни такого положения дел?

     - Корни глубоки и уходят, как мне видится, в далекое прошлое, в период до первой мировой войны. Тогда вся Сербия, весь народ направили свои усилия на освобождение краев Южной Сербии, оставшихся под властью турок. В этом сознательно участвовала и Церковь, оставив в стороне свои основные функции, дабы после освобождения и в этих краях, и вообще в Сербии, священники могли наконец спокойно приступить к своим первостепенным обязанностям. Ведь в то время, под властью турок, они вынуждены были одновременно быть и священниками, и учителями, и судьями, ис- полняли и множество других функций. Однако когда за- кончилась первая мировая война, когда все это должно бы- ло осуществиться, т. е. когда священство, занявшись своим основным делом, должно было исправить все, что нарушило 500-летнее Турецкое иго, времени оставалось уже совсем мало, от 1918-го до 1941-го года. Вторая мировая война вновь обрубила все лучшее в народе и в священстве. После войны настал долгий и прискорбный период однопартийной системы и материалистических воззрений - строй, к Церкви совершенно враждебный. Церковь смогла преодолеть и эти трудности - ибо должна была их преодолеть, но эпоха эта оставила огромную брешь в душах людей. И сейчас, де- факто, большинство даже не имеет достаточного понятия о своей вере.

     - Вы имеете в виду верующих или весь народ?

     - Весь народ, да и верующих даже. А особенно простых людей: образовалась пустота в душе, а в пустое место мо- жет набиться все что угодно. В этом-то все и дело. Был бы мир по крайней мере, мы бы все это преодолели. А пришли тяжкие беды, война... Посол одной страны, которая тоже пе- режила однопартийную систему, но только фашистскую, ска- зал: "В каком положении вы находились, я могу понять, так как и мы были в схожей ситуации. Но у нас один народ и одна религия, а у вас и народов много, и религий много- вот все несчастья на вас и свалились..."

     - Редкий случай сочувствия со стороны официального Запада. И все же, почему на Сербию такие нападки? Чем вы помешали и Западу и Востоку?

     - Так вышло, что мы, сербы, на этих землях - исконно православные. Естественно, Западная церковь недовольна этим - но что с нами сделаешь? Недоволен и ислам. Алия Изетбегович, президент Боснии, которого боснийские сербы не избирали, заявил, что если он останется президентом еще на один срок, то введет в Боснии шариат и сделает из нее мусульманскую страну. А это значит, что другим религиям в Боснии уже не выжить.

     - Что бы помогло ослаблению конфликта, если и не выходу из кризиса вообще?

     - Видите ли, мы должны воистину стать народом Божиим, т. е. наши верующие должны понять всю полноту Православия. Понять его не просто как науку, ибо это не может быть только наукой, которую легко записать, выучить, легко объяснить на словах. Христианство - наука, по кото- рой нужно жить. Одинаково несовершенны христианская теория без практики и практика без теории. Иисус Христос в Евангелии от Иоанна говорит: "Если это знаете, блажен- ны вы, когда исполняете>. Значит, вы не блаженны, если просто знаете, не блаженны, если только исполняете. Ибо как вы будете исполнять, если не знаете? Или, наоборот, вы можете все знать и учить других, а сами жить совсем не по этим заповедям. Итак, "если это знаете, блаженны вы, когда исполняете>. Так и в притче о доме, который один че- ловек строит на песке, а другой на камне. Кто знает и ис- полняет Божию науку, тот строит свой дом на камне. А кто только говорит, тот ведет строительство на песке. Словом, это, по-моему, единственный реальный способ для нас по- мочь прежде всего самим себе,- помочь войти в Царствие Небесное, помочь своему народу - чтобы он воистину не просто выжил биологически, но выжил бы как народ Божий. Это будет и наша помощь всему человечеству как единому организму. Если один член тела здоров - значит, он сделал все что мог для организма в целом. Так и мы, словно орган тела. Если мы такие, какими мы должны быть, тогда мы принесем пользу всему человечеству. Больше всего - сами себе, своему народу, но и всем остальным, даже врагам на- шим.

     - Чем может Россия помочь сегодня Сербии?

     - Мы не просим какой-то особой милости или заступничества, которые Россия всегда выказывала в прошлом. Но мы просим судить о нас объективно. Не приписывать нам достоинств, которыми мы не обладаем, не покрывать недо- статков и ошибок, но и не наговаривать на Сербию и сербов. А то, что делается теперь в мировой прессе,- это ложь на сербов.

     Конечно, и сербы совершают военные преступления и проявляют жестокость - ведь это война. Но вот вам один пример. Серб, человек из того края, откуда родом и я, когда пришли усташи,' взял, как и все мужчины из того села, винтовку и ушел в лес. Через какое-то время он решил про- ведать семью: как они там? И когда выбрался, переступил порог родного дома,- вся его семья, все от мала до велика, были изрезаны ножами. Позднее, когда мы встретились, он сказал: "Попадись мне тогда хорватский ребенок - сейчас уже не так, сейчас немного улеглось,- попадись мне тогда он, не задумываясь убил бы". Вот и судите сами, чья здесь жестокость.

     Мы не утверждаем, что сербы во всем правы, а хорваты - не правы, что сербы сейчас не убивают. Но мы гово- рим, что мы никогда не зарывали женщин и детей в ямы только потому, что они принадлежат к другой вере, к другой нации. Если мы начнем делать нечто подобное, вот тогда мы и погибнем как народ, как нация. Погибнем изнутри, ду- ховно. Ибо можно потерять царство земное, проиграть вой- ну и стать рабами, но не потерять при этом Царство Небес- ное. А вот начни мы рыть эти ямы - и земное и Небесное царство можем потерять. Вот где большая опасность.

     - У нас говорят: со стороны всегда виднее. Какой видится Вам отсюда нынешняя Россия? 0 какой России сербы молятся? Ведь и православный народ в России молится за сербов, сколь бы ни было против вас российское правительство.

     - Да, конечно. Ведь мы друг с другом связаны в веках. И происхождением, и кровью, и, главное, верой. Мы жили с русским народом в единой общности. Когда сербы во времена Немани были летописцами и составляли книги, они помогали русским. Многие сербские книги попадали в Рос- сию. А затем, когда мы были в турецком рабстве, русские нам по-братски помогали, посылая книги и поддерживая нас, когда это требовалось в 1 и П восстаниях.'

     Мы желаем братскому русскому народу того же, чего и своему: чтобы он воистину был народом Божиим и хранил свою веру Православную, как хранил ее доныне, и даже пуще того, и чтобы жил по ней. Тогда он преодолеет и трудности, а они у нас схожие. Потому что вы еще дольше чем мы жили при однопартийной системе, враждебно настроен- ной к религии. Вот этого мы желаем русским. И молимся Богу. Мы поминаем русских святителей, поминаем Св. Алек- сандра Невского; у нас есть и храмы, посвященные Александру Невскому, и семьи, празднующие Святого Александра Невского как свою крестную славу.

     - Значит, это вошло уже в сербскую традицию?

     - Да, ведь слава - это особенность сербского Православия. Это прославление святителя, на день которого крестилась в давнее время та или иная семья. То есть это по сути день рождения, но не отдельного человека, а целой семьи, Это у нас зародилось и привилось, это плод нашего этнического восприятия веры: христианство, православие, привитое к нашему собственному основанию.

     - Ваше Святейшество, может быть, Вы хотели бы передать какие-то особые слова русскому народу?

     - Быть с Господом. Если мы с Ним, то и Он будет с нами, ибо Он от нас не отступится. А это значит: ни за какую цену не позволять себе поступать не по-людски в отношении кого бы то ни было. Это не означает пассивность, но это означает, что мы должны оставаться людьми православны- ми, как были и остались ими во всех невзгодах и трудностях наши предки. Не дай нам Бог когда-нибудь сгонять мирное население в концлагеря за то, что это люди другой нации, другой веры, другой азбуки. Нет в мире такой цены, нет та- ких интересов - личных ли, или национальных, которые бы толкнули нас на это. И второе: не дай нам Бог никогда ни- кого насилием обращать в свою веру, как происходит это сегодня на Украине,- а делали это католики и с нами во время 11 мировой войны. Можно человеку говорить: если он хочет принять, пусть примет. Но никак не заставлять, не насилием. Христос дал нам в руки не меч, чтобы мы кого-то заставляли перейти в свою веру; Он дал нам меч Слова, если кто-либо захочет слушать.

     - В сербском народе я встретил стремление к объединению с Россией, даже к территориальному объединению через Румынию. Безусловно, это вызвано в какой-то степени войной. И все-таки, что Вы об этом думаете и как рисуете себе нашу будущую дружбу?

     - И мы, и русские, и остальные православные народы ,должны уповать на Бога, и это сделает нас братьями в пол. ном смысле слова. Без этого нам остается лишь общая кровь - славянская. Но если вместе с кровью общей у нас будет еще и единство в вере, тогда мы действительно братья - братья и по крови, и по духу, тогда мы цельная личность, цельное естество человеческое.

     Конечно, в народе нашем в годину постигших нас бедствий вы встретите такие стремления. Когда человек вопас- ности, тогда он и зовет на помощь. Наш народ говорит: хоть бы кто-нибудь в мире пожалел нас - и тем бы уже помог. Хотя бы это. Но обстоятельства политические и экономиче- ские таковы, что на помощь эту и надеяться нечего. Тут, ря-! дом с нами, живут и греки, тоже православные, которые остаются нашими братьями, живут и румыны, и болгары, хотя с ними у нас и были трудности. Но самое важное нам, повторяю, остаться братьями в Духе, православными, это поможет и самим нам, и всем остальным.

     

     

     

     

     

     Примечания

     - Стефан Неманя (1114 - 1200) - великий жупан Сербии, собиратель сербских земель и создатель крупной, независимой Сербии.

     - На территории фашистской Независимой Державы Хорватской обнаружены по меньшей мере 83 котлована, в которые живыми и мертвыми усташи бросали и закапывали мирных сербских жителей.

     - Первое (1804-го года) и Второе (1815-го года) сербские восстания - восстания против турецкого ига, в результате которых была отвое- вана независимость Сербии.

     - Крестная слава - собственно сербский православный обычай: празднуется день святого, являющегося защитником целой семьи или даже целого села.

     - Усташи - а) хорватские фашисты времен II мировой войны; б) современные солдаты хорватской армии, по собственному желанию избравшие для себя то же название, а также герб, регалии и всю политику фашистской Хорватии.

     - Шариат - свод феодального мусульманского права, регулирующий все стороны жизни мусульманина множеством мелочных предписаний. Созданный на базе корана и сунны, шариат отличается крайней нетер- пимостью к "неверным", т. е. немусульманам.