Когда сегодня мы вспоминаем прошедший четверг 21 февраля, о чем подумаем? Какие картины нам вспоминаются? Бьюсь об заклад, что у большинства из нас орядок следующий: 1.две блондинки ("Косово для кроссовок"), 2.сожженное посольство США, 3. грандиозный митинг и молебен. События под номером 1 и 2 затмили весь тот патриотизм что пробудился 17 февраля. Вместо того, чтобы 17 февраля стало началом обновленного национального самоуважения, сегодня мы там где были 16 февраля:на ослиной парте (последняя парта в классе, куда сажают худших учеников прим.пер.) "Европа, которой нет альтернативы", засыпанные насмешками, цинизмом и унижением от "еврореформистской" прессы.
Можем обвинять в этом мастеров манипуляции. Но, возможно мы могли бы подумать немного и о себе. Так как действительно, главная битва за Косово не на ратном поле. Она ведется в наших душах. Речь идет о выборе между двумя системами ценностей, двумя моральными системами. А события под номером 1 и 2 были бы абсолютно противоположны этому выбору, этой "косовской этике".
Мы верим, что моральный порядок превыше мира насилия. Мы верим, что насилие - это плохо не только потому что мы его жертвы, а только потому что всякое насилие скверно. Если мы в защите Косово призывали к порядку, праву и морали, почему же тогда прибегли к насилию? Зачем мы подожгли иностранные посольства? Не показали ли мы таким образом, что делаем как раз того, против чего восстаем? Ведь если они нарушили международное право в вопросе Косово, то мы -в вопросе посольств. Наш грех меньше. Но может это не потому что мы не хотели совершить больший грех. Может это потому что больший грех мы не могли сделать. В чем же тогда разница между нами и ними?
Случай с "двумя блондинками" также грустен. Уничтожение "вражеских символов" - это насилие. Для него возможно и можно найти оправдание. Гнев и раны помрачают разум и вызывают насилие. Но чем же можно оправдать битье витрин и кражу кроссовок? Видеозапись с двумя блондинками, которые крадут кроссовки и затем глупо оправдываются повторяется и повторяется по телевидению. Это не просто злорадство. Это "сатанинское наслаждение грехом праведника". Так как в самом деле 21 февраля на белградские улицы вышли не блондинки и не фанаты. Вышла та часть Сербии, которая верит в то, что она морально лучше. И вот как эта морально лучшая часть Сербии крадет и лжет ("300 000 людей воровало почему бы и не мне тоже?"). И все это на радость тем, кто говорит что патриотизм это только другое имя для криминала и аморальности. Все на радость тем, кто говорит, что нет честных людей, а "все люди воры" и нет честных женщин, так как "все женщины проститутки".
Но сущность косовской этики и состоит в том, что существуют высшие ценности чем те, которые можно свести на уровень пива и кроссовок. Это уверенность в том, что наш, человеческий мир это не только мир эгоистичных одиночек, уничтожающих и использующих друг друга, среди которых успешнее тот у кого длиннее когти и коварнее ум. Косовская этика говорит, что каждый человек-часть высшего мира, мира достоинства и любви и этот мир, принадлежа всем временам и всем народам сильнее "царства земного", царства холодного эгоизма, гедонизма и невежества.
Четверг 21 февраля показал, что битва за Косово в наших душах еще только началась. Мы еще сами с собой не разобрались. Если мы думаем что фирменные кроссовки - это такая ценность, если думаем, что фирменный парфюм такая ценность, что бутылка пива такая ценность, тогда наше место не на митинге "Косово это Сербия". Тогда наше место на митинге "ЕС нет альтернативы" или каком-нибудь сходном "ЕС-или-смерть" митинге. Если мы думаем что наши потребительские потребности это такая святыня, превыше любой морали и любого закона, если думаем что нет таких вещей которую нельзя сделать, только чтобы удовлетворить наши аппетиты, тогда и мы должны сказать "жизнь это закон" (предвыборный лозунг Либерально-Демократической Партии Чедомира Йовановича прим.пер.) забыть про Косово, взять пиво, завалиться перед телевизором и начать смотреть "Американскую рестлинг".
В общем-то не буду "бросать камень" в этих двух девушек. И мы виноваты в их поступке, в моральной тупости этих тинейджеров. Так как мы сами отдали наших детей на воспитание глобальному телевидению, этим современным "Баркерам" (кучер из "Пиноккио"). Они запихнули наших детей в дилижанс, едущий в "Страну Радости" (такова надпись на входе, но на выходе написано "Соляной рудник"). По своей небрежности и легкомыслию мы пустили детей в тот дилижанс. Теперь же нет смысла удивляться, что они стали "глобальными тинэйджерами", для которых самая важная вещь - фирменные кроссовки. Так что не стоит удивляться если заметим что у некоторых из них уже растут ослиные уши.
Так что может быть то, что произошло 21 февраля не так уж и плохо. Битва за Косово в наших душах только началась. Это будет тяжелая и долгая битва, битва за нас и наших детей. Однако, возможно первый правильный шаг уже сделан. Возможно мы наконец-то поняли, что нельзя одновременно петь "Косово-сердце Сербии" и ехать на этом дилижансе в "Pleasure Land ". Нужно или замолчать или сойти. Выбор прост, как и его последствия. Прежде всего для наших ушей и хвоста.