В первые дни Великого Поста жители сербского села Кнежица в Боснии и Герцеговине смогут приложиться и вознести свои молитвы к одному из самых почитаемых в России образов Божией Матери – Ее Казанской иконе. Рукописный образ прибыл на землю боснийских сербов из места обретения – города Казани, по просьбе прихожан возводимого в Кнежице храма Покрова Пресвятой Богородицы. Контакты между боснийскими и татарстанскими единоверцами начались еще в минувшем году.
Положение православных сербов в Боснии и Герцеговине и православных русских в Татарстане имеет один общий момент – и те и другие исторически делят свои земли с представителями народов, исповедующих ислам. И на этом, пожалуй, схожесть заканчивается. Для поволжской республики ситуация, когда храмы забрасываются ручными гранатами, а на их стенах регулярно появляются богохульные надписи – просто немыслима. Равно как невозможно представить кровопролитную междоусобную войну между вчерашними соседями на Поволжской земле.
Однако в начале девяностых русское население республики, взявшей курс на суверенитет, также как и сербское население Боснии, испытывало далеко не самые приятные чувства, наблюдая тысячные демонстрации молодчиков в зеленых повязках, скандировавших лозунги о выходе Татарстана из состава Российской федерации. Что уж говорить о том какие эмоции вызывали доносящиеся с городских площадей речи ораторов, усиленные мегафонами, о том, что детей от межнациональных браков следует считать неполноценными. К слову сказать, браков таких в регионе, как в то время, так и сейчас – великое множество.
Много всего довелось пережить в разгульные девяностые русскому населению Татарстана. В то время как новые мечети открывались одна за другой, старинные, разрушенные и запустевшие еще в советские времена храмы восстанавливались с большим трудом. В управленческом аппарате доминировали национальные кадры, в средних школах и по сей день на обучение русскому языку отводится меньше часов, чем татарскому.
Горячие татарские батыры, чьи молодые головы затуманили речи проповедников всех мастей, прибывших в Татарстан с арабского востока и Турции, добровольцами шли воевать на Кавказ и на Балканы. Этих, «воинов Аллаха» до сих пор ловят и судят, как, например, членов группировки «Исламский джаамат», получивших недавно в Казани крупные сроки за убийства мирных жителей и милиционеров, а также подготовку терактов на крупных промышленных объектах республики. Все это готовилось и делалось экстремистами в то время когда их земляки- единоверцы – татарские мальчишки- срочники и офицеры, бились с бандитами за единую и неделимую Россию.
К чести прагматичного руководства Татарстана, ему все-таки удалось убедить и усмирить наиболее рьяных сепаратистов, показав что мирно жить бок о бок друг с другом в одной большой стране, где исторические связи русского и татарского народов насчитывают ни одно столетие, гораздо лучше, чем валяться в блиндаже, ожидая на свою голову очередной сюрприз в виде бомбы. Была проявлена государственная воля, отыскались резоны, и все потому, что на рубеже тысячелетий политику в стране наконец-то стали вести без оглядки на извечных «доброжелателей» с Запада.
К сожалению, подобной воли, а точнее резонов не нашлось у мусульманского руководства Боснии и Герцеговины, которое в начале девяностых сознательно нагнетало националистическую и панисламистскую истерию, в надежде на последующие политические дивиденды. И теперь уже мало кто вспомнит, что и мусульманские парни, под руководством рассудочного политика Фикрета Абдича, бок о бок с сербами, воевали за единую Югославию против сараевских экстремистов и арабо-турецких моджахедов…
Возможно, похожесть ситуации, когда в боснийском «кривом зеркале» все выглядит похоже, но более выпукло, а потому и страшно, и заставила православных казанцев откликнуться на распространенный в интернете призыв сербских единоверцев. Речь в нем шла о помощи в деле восстановления разрушенного еще усташами в годы Второй мировой войны, храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кнежице. Процесс возрождения церкви был начат в девяностые, но по причине войны, а потом и не благоприятствующей непокорному энтитету политическо- экономической обстановки, так и не завершен.
В минувшем году, 1 апреля, в день праздника Входа Господня в Иерусалим, творческая интеллигенция Казани организовала благотворительную акцию «Сербская Голгофа» в помощь строящемуся в Кнежице храму, на что было получено благословение архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.
В знакомом многим казанским меломанам камерном зале Союза композиторов Татарстана, состоялся концерт, в котором приняли участие, как известные артисты, так и молодые восходящие звезды. Среди первых стоит отметить известного в рамках всей страны джазового пианиста и композитора Олега Анохина и талантливого татарского композитора этно- концептуалиста Радика Салимова. Не менее мощно выступили молодые лауреаты международных конкурсов пианист Артем Абашев, которого по праву считают одним из лучших в Европе исполнителей произведений Скрябина, и русская американка, пианистка-виртуоз Анастасия Саломатина - вопреки развязанной руководством ее страны компании по демонизации сербов, талантливая девушка с большим энтузиазмом поддержала акцию в поддержку братского народа.
Не забыть о духовном содержании как самого дня, на который сознательно пришелся концерт, так и повода ради которого он, собственно, и был устроен, позволили духовные произведения прозвучавшие в исполнении камерного хора «Преображение» и хора Крестовоздвиженского монастыря. Камерный струнный ансамбль под управлением Юлии Виват придал мероприятию необходимую славянскую изюминку, напомнившую не только о конфессиональном, но и этническом родстве русского и сербского народов.
В ходе акции были также показаны документальные фильмы о положении в Косово, об осквернении древних православных святынь современными албанскими варварами, о геноциде сербского народа во время войны в Хорватии.
Выступивший перед зрителями журналист Алексей Топоров рассказал о предпосылках и развитии современного югославского конфликта, о двойных стандартах Запада и о том, что, по сути, сербский народ является главной жертвой этого кровопролития, спровоцированного и усугубленного ведущими мировыми державами. Основной мыслью, прозвучавшей в ходе этой небольшой лекции был вывод о том, что кровавое расчленение Югославии и сознательная травля ее государствообразующего народа стала генеральной репетицией перед агрессией в сторону России, готовящейся создателями нового мирового порядка. И хоть в зале сидело всего семьдесят человек – что для миллионного города совсем немного, тем не менее он был полон, что для дебютного мероприятия сербско-русской дружбы в Казани стало совсем неплохим результатом.
Средства, собранные в ходе концерта, были перечислены Храму Покрова Пресвятой Богородицы в Кнежице. Особенно хочется отметить в этом деле роль руководителя компании «Эверест-Турбосервис» Владимира Караваева, который от своей организации перевел на счет кнежической общины крупную сумму и в благодарность за это был объявлен ктитором восстанавливаемой церкви.
Но на этом история взаимоотношений между Кнежицей и Казанью не закончилось. Вскоре сербские братья обратились к казанцам с просьбой передать им в дар образ Казанской Божией Матери, дабы Владычица взяла под свой Небесный Покров их многострадальную землю – во время второй мировой войны подавляющее большинство населения края было вырезано хорватскими усташами или уничтожено в лагере смерти Ясеновац.
Тогда, как и ранее, группа представителей казанской творческой интеллигенции заказала известному мастеру-иконописцу – супруге Благочинного города Казани протоирея Алексия Чубакова – Наталье Чубаковой, написать эту икону. Что и было сделано. По словам самой матушки Натальи, работа далась ей очень легко и выполнялась в приподнятом состоянии духа, что, безусловно, нужно расценивать как добрый знак свыше.
Действительно, написанный мастерицей образ сразу же приковывает взгляд своей красотой и необычайной выразительностью. Что немаловажно, ибо обращаться к нему с молитвами будут представители народа, переживающего один из самых непростых периодов в своей истории.
В канун праздника Крещения икона прибыла в Кнежицу. Сейчас сербы изготавливают для нее резной киот и каждую пятницу служат акафист Пресвятой Богородице. Одновременно с посланием из Казани в Республику Сербскую были доставлены и небольшие иконки с изображением Казанской Божией Матери, подаренные сербским братьям членами Православной молодежной общины Удмуртии (город Ижевск). Что тоже не было случайностью, поскольку ее представитель – переводчик Диана Медведева помогала казанцам и кнежичанам лучше понять друг друга.
До начала Великого Поста и до ожидаемого прихожанами сербского храма в далекой Боснии дня, когда Пресветлый Образ, спасавший Россию в годы исторических катаклизмов, займет свое место и в их церкви, осталось совсем немного. Будем верить, что Владычица защитит их многострадальную землю от многочисленных недругов и недоброжелателей. И надеяться, что начатое сотрудничество сербской и русской земель продолжится.