Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/13.10.2004/

Исповеднический подвиг Подкарпатской Руси



     

      В июне 1999 года в селе Иза Хустского района Закарпатской области, в Свято-Никольском монастыре были обретены нетленные мощи архимандрита Алексия (Кабалюка). Это важнейшее событие духовной жизни Подкарпатской Руси стало отправной точкой в начатом процессе канонизации этого столпа Православия в карпато-русском крае. Сейчас вопрос о канонизации архимандрита Алексия (Кабалюка) рассматривается Комиссией по канонизации Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

      Прежде чем перейти к описанию жития отца Алексия, необходимо вкратце обрисовать историю Подкарпатской Руси - уникального острова Православия на земле свв. Кирилла и Мефодия.

      Историческое имя карпатской ветви русского народа - угро-руссы. Угры (мадьяры), будучи еще язычниками, пришли на Тиссо-Дунайскую равнину около 896 года, где попали под культурное влияние православного прарусского народа, поселившегося на южных склонах Карпат по меньшей мере с VI века и являющегося старейшим, "материнским" субэтносом. Первые угорские короли полностью признавали за угро-руссами их религиозные, национальные и политические права до тех пор, пока в Угрии православное (византийское и русское) влияние преобладало над латино-немецким. Оказав важные услуги мадьярам при завоевании Угрии, угро-руссы занимали ключевые должности в венгерском королевстве. Исследователь Карпатской Руси проф. Ф. Аристов отмечает, что самые должности при угорском дворе носили славянорусские названия, например: воевода, стольник и проч. Принципиально важным является тот факт, что соединенный в одну область угро-русский народ имел также национальное самоуправление, избирая ежегодно своих старшин под названием князей и крайников.

      Угро-руссы были крещены в течении IX века, раньше, чем остальная Русь, и после отпадения от Православия Римского Патриархата в 1054 году оставались верны Православной Церкви. Первое давление на православных угро-руссов было осуществлено мадьярским королем Стефаном. В ответ на притязания католиков, отнимавших у православных храмы и насильно перекрещивавших угро-руссов в латинство, разгорелось первое угро-русское восстание под предводительством Купы Стренчани-ка, Уйки и Киамы, которое было жестоко подавлено. После татарского нашествия в 1241 году Угорская Русь долго находилась в запустении.

      В 1526 г. (после битвы при Могаче) Западная Угрия вместе с Угорской Русью отошла под власть Австрии. С 1614 года и по 1649 год продолжается отчаянная борьба угро-руссов против попыток унии. Первое время униаты просто изгонялись ими, однако в 1649 году 63 русских священника подписали документ об унии с Римом, после чего подверглись обструкции со стороны народа. На какое-то время православный народ остался без епископов и внешне подчинился униатам, но при первом же всплеске карпато-русского национального движения вновь стал возвращаться к отеческой вере.

      Карпато-русское национальное движение сразу же активизировалось при малейших послаблениях австрийской политики. Так, как только императрица Мария-Терезия разрешила преподавать в униатских семинариях на русском языке и произносить проповеди по-русски, сразу же начали свою просветительскую деятельность знаменитые угро-рус-ские "будители" - Иван Орлай (1770-1829), Михаил Балудянский (1764-1847), Петр Лодий (1764-1829), Юрий Венелин (1802-1839). Эти карпато-русские интеллигенты вследствие австрийских репрессий при императоре Леопольде II переселяются в Россию. Лодий стал ректором Санкт-Петербургского университета, Балудянский - воспитателем великого князя (будущего императора Александра I). Орлай - доктор философии Кенигсбергского университета, почетный член Российской Академии наук, действительный член общества Истории и Древностей Российских - важен для нас как первый карпато-русский историк. Угро-русским национальным катехизисом стала его статья "История о карпато-россах или о переселении россиян в Карпатские горы и о приключениях, с ними случившихся" ("Северный вестник", 1804 г.). А Венелин сделался одним из основоположников русского славянофильства, воспитав притом виднейших русских общественных деятелей Ивана Сергеевича и Константина Сергеевича Аксаковых.

      Важнейшей фигурой карпато-русского возрождения является Александр Духнович (1803-1865) - литератор, просветитель и историк. Наиболее известное его произведение - "Истинная история карпато-россов" (рукопись помечена 1853 годом, напечатана в Москве в 1914 году). Национально-политическим credo всех карпато-русских интеллигентов была идея национально-культурного единства с остальными русскими. В целях просвещения карпато-россов Духнович пишет "Сокращенную грамматику русского языка".

      К разработкам "украинского" литературного языка Духнович относился резко критически, по поводу украинофильского литературного и политического сепаратизма, культивировавшегося тогда австрийскими властями, он писал: "Простите братья, не оскорбляю никого, но сказати должен я правду, что в тех наших украинских повестях нет доброго вкуса". Относительно "украинской" орфографии, насильственно веденной в Австрийской Галичине, Духнович указывал, чтобы книги не были писаны "по новой немецко-галицко-русской ортографии, бо у нас тую ортографию и мужик не терпит". Александр Духнович является автором народного гимна Угорской Руси. 3a свои убеждения Духнович пpeследовался мадьярами, до конца своих дней находясь под постоянным полицейским надзором. Следует отметить двух других деятелей карпато-русского возрождения - Адольфа Добрянского (1817-1901) и священника Ивана Раковского (1815-1885).

      Добрянский был крупнейшим историком, богословом и политическим лидером угро-руссов. Им созданы знаменитые манифесты: "Проект политической программы для Руси Австрийской" (1817 г.), "О современном религиозно-политическом положении австро-угорской Руси" (1885 г.), "Наименование австро-угорских русских" (1885 г.), "Материалы для памятной записки галицких русских" (1885 г.), "Программа для проведения национальной автономии в Австрии" (1885 г.). Добрянский, формально оставаясь греко-католиком, был апологетом Православия и единомышленником А. Хомякова, вместе с ним полемизировал с российскими либералами.

      Проф. А.Будилович (друг и зять Добрянского) написал работу "Об основных воззрениях А. И. Добрянского". Представляется уместным привести небольшой отрывок из нее: "Добрянский был непримиримым врагом язычного раскола в среде ветвей русского народа. Возникновение и распространение у малорусов и червонорусов особого образованного языка, как бы плеонастического дублета для языка Пушкина и Гоголя, он считал предательской изменой и вековым преданиям русского народа, и кровным интересам как этого народа, так и всего греко-славянского мира".

      Иван Раковский, настоятель прихода села Иза, более других угро-русских писателей и народных деятелей потрудился над распространением в Угорской Руси общерусского литературного языка. По этому вопросу он высказался следующим образом: "Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочувствие к литературному соединению с прочей Русью. У нас ... никогда и вопроса не было по части образования какого-нибудь отдельного литературного языка" (газета "Свет". Ужгород, 1868).

      Другая великая заслуга Раковского - это возрождение Православия в Подкарпатской Руси. Сам он, будучи священником-униатом, не решился открыто порвать с Ватиканом, однако воспитал свой приход в преданности восточному христианству и русскому национальному самосознанию.

      После его смерти жители села Иза, где служил Раковский, в открытую перешли в Православие. Против крестьян Изы было возбуждено два политических процесса. А впереди подкарпатских патриотов России ждали бессудные убийства, тюрьмы, ссылки и концлагеря - такие, как Терезин и Талергоф*.

     

     * О Талергофе, первом концентрационном лагере, созданном во время Первой мировой войны, наш журнал рассказывал в № 2(5) за 1999 год