С активизацией албанского беспредела в Косово, из этого сербского края были вынуждены бежать не только сербы, но и представители других национальностей, проживающих на его территории. Исключение не составили даже народы, исповедующие Ислам. Албанская агрессия, зачастую смешанная с низменными наклонностями, коснулась всех.
Одним из примеров, пострадавших от албанской «освободительной борьбы», могут служить косовские адыги. Адыги – они же черкесы – один из северокавказских народов России. По вероисповеданию, в абсолютном большинстве своем, мусульмане. Компактно проживают на территории Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края. История появления адыгов на Балканах неразрывно связана с итогами Кавказской войны. Несмотря на упорное сопротивление российским войскам, адыги потерпели сокрушительное поражение. В итоге, определенная часть населения, вслед за лидерами из числа «непримирившихся», была вынуждена покинуть родину и переселиться в Турцию.
Оказавшись в пределах Османской империи, адыги (черкесы) были расселены местными властями в различных ее областях: на Ближнем Востоке, на территории Турции, Египта и на Балканах. Заселение Балкан адыгами (от устья Дуная до Боснии и Герцеговины) проводилось по проекту Мидхат-паши. Адыги-переселенцы – «махаджиры» должны были выполнять подобие милицейских функций и участвовать в подавлении восстаний коренного населения против турецких властей. Турки удачно использовали горцев в своих интересах. Последние рьяно исполняли свои обязанности, видя в местном христианском населении единоверцев русских. Естественно, у жителей Балкан сложился объективный негативный образ адыгов: как угнетателей, убийц и разбойников - очередных янычар, коими они по сути и являлись.
Махаджиры-адыги приняли активное участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. После поражения Турции большая часть адыгов покинула Балканы. Небольшие анклавы адыгов остались лишь на территории Македонии и Сербии (Косово).
В Косово, до начала 1980-х годов адыги поддерживали нормальные добрососедские отношения и с сербами и с албанцами. Однако, албанцы, получившие в 1974 г. большую автономию, оказывали постоянное давление на адыгов, проводя в отношении их политику дискриминации. Их не принимали на работу (требуя совершенного знания албанского языка, сербский в расчет не брался); от адыгов требовали смены национальности с адыгской на албанскую. Кроме того, местные албанцы открыто называли адыгов русскими, требуя, чтобы они уезжали в Россию.
После смерти Тито центральные власти Югославии, обратили пристальное внимание на неспокойное Косово. Были предприняты специальные меры, известные как дифференциация населения. Каждый гражданин письменно заявлял о своей лояльности официальному руководству Сербии и неучастии в сепаратистских движениях. Адыги, доброжелательно относившиеся к сербам, зарекомендовали себя как благонадежные граждане и прошли проверку. Сербские власти даже официально разрешили им изучать в школах родной язык.
С развалом СФРЮ, усилением нестабильности и напряженности в крае и активизировавшейся деятельностью албанских боевиков-сепаратистов – отношения адыгов и албанцев испортились окончательно. Занимавшим просербские позиции адыгам со стороны албанского населения постоянно заявлялось, что им больше нет места в Косово. В условиях непрекращающихся угроз и шантажа, сербские власти раздали адыгам оружие для самообороны.
Все более нарастающее напряжение обстановки в крае, постоянное давление на Югославию со стороны ЕС и Запада, обвинения в страны в политике национализма, плюс появившиеся обывательские подозрения отдельных сербов в сочувствии адыгов к албанцам-мусульманам реанимировали у адыгов идею о возвращении.
С началом боевых действий освободительной армии Косово положение адыгов еще более ухудшилось. Албанские боевики требовали от них уплаты налога в пользу ОАК, угрожая расправой, в случае отказа. Принудительно финансирование боевиков, в свою очередь противоставить адыгов сербам, как пособников сепаратистов. Адыги оказались между молотом и наковальней. Они были не в состоянии сами покинуть Косово, так как стояли перед проблемой больших материальных потерь. Имея значительные земельные угодья и благоустроенные усадьбы, адыги не могли продать их за сколько-нибудь приемлемую сумму. Албанское население всячески третировало их, заявляя, в частности, что рано или поздно черкесы сами оставят им свое имущество, так как албанцы принудят адыгов покинуть район Приштины.
Открытая конфронтация ОАК и сербской армии, а также натовские бомбардировки Югославии со всей остротой поставили вопрос о незамедлительном решении проблемы косовских адыгов.
С «благословения» Запада, албанцы начали вершить свое черное дело. Вершить неудержимо, преступно, чаше всего не разбирая, кто есть кто, не отличая гражданское население от людей, одетых в униформу, простых людей от полицейских и солдат, полицейских - от военнослужащих Армии Югославии, сербов и черногорцев от албанцев и т.д. Согласно опубликованным данным Министерства внутренних дел Сербии, только с февраля по июнь 1998 г. на территории Косова и Метохии было зарегистрировано 409 террористических актов, т.е. свыше 80 в месяц (иначе говоря, что ни день, то почти три теракта). При этом характерно, что из 409 террористических нападений, в 261 случае их целью были мирные жители или гражданские объекты.
В сложившейся ситуации, было принято совместное решение Руководства Республики Адыгея и адыгейской общины в Косово, о необходимости начала процедуры по возвращению адыгов из Косово на историческую родину. Во все официальные структуры и учреждения РФ и СРЮ были отправлены соответствующие письма и запросы от Правительства Республики Адыгея, разъясняющие ситуацию и содержащие прошения о начале процедуры по переселения адыгов из Косово в Адыгею.
Вот текст письма президента Республики Адыгея А.Джаримова, адресованного президенту Югославии С.Милошевичу.
Президенту Союзной Республики Югославии
С.Милошевичу
Уважаемый господин Президент.
Имею честь просить Вас рассмотреть и положительно решить вопрос о репатриации адыгов села Доне Становце Косовского округа на исконно историческую родину - Российскую Федерацию в Республику Адыгея.
В 1864 году в результате Кавказской войны их предки, насчитывающие около 500 семей адыгов (черкесов), переехали в Сербию и расселились в нескольких населенных пунктах Милешево и Доне Становце. В силу ряда политических, экономических и других причин в России они были вынуждены надолго осесть в Косово, неизменно являлись лояльными гражданами и жили в дружбе с сербами.
К сожалению, решение проблемы переселения адыгов, проводимое уже более двух лет, нарушено чрезвычайным обострением межэтнических конфликтов в регионе. Албанцы, составляющие абсолютное большинство населения края (90%). создали нетерпимую обстановку вокруг малочисленной адыгской общины из-за лояльного отношения к сербам и сербским властям и неприятия сепаратистских устремленийопределенных кругов Косова. Наблюдались случаи, когда экстремистски настроенные албанцы травят посевы, поджигают хлеба адыгов, портят сельскохозяйственную технику, насильно отнимают, используя свое численное превосходство, собранный урожай. Участились физические побои молодежи, возросло количество угроз расправиться с адыгами. Тем самым, албанцами создается нетерпимая обстановка, чтобы вынудить адыгов стихийно покинуть обжитые места и завладеть их недвижимым имуществом. А это: 30 добротных жилых домов, два здания в городе Приштина, 100 гектаров плодородной земли, не малое количество сельхозтехники общей стоимостью в 25-30 миллионов немецких марок. Несмотря на старания сербских властей, в условиях албанского большинства в Косово, адыги остаются незащищенными.
Попытки адыгов распродать все имущество, даже по заниженным ценам, не имеют успеха. Албанцы специально не покупают их. расчитывая на то, что в любом случае оно достанется им, причем бесплатно.
В связи с этим рабочая группа, организованная МИД РФ посетила в феврале с.г. Союзную Республику Югославию и при участии Посольства и Консульского отдела МИД РФ в Югославии изучила желания каждого адыга вернуться на свою историческую родину. Убедившись в их твердых намерениях, рабочая группа подготовила на 90 человек села Доне Становце необходимую документацию на получение:
российского гражданства, которая в настоящее время находится в Департаменте Консульской службы МИД РФ.
С учетом резко осложнившейся обстановки, прошу Вас, господин Президент, оказать содействие в реализации недвижимости и сельскохозяйственного инвентаря адыгов и как один из вариантов в решении этой проблемы нам представляется, было бы целесообразно выкупить недвижимость адыгов Правительством Союзной Республики Югославии с последующей передачей и заселением ее сербами.
Мы, со своей стороны, готовы принять наших соотечественников - новых граждан России и обустроить их в Республике Адыгея, для чего согласовано место поселения, выделены участки под застройку и 150 гектаров пашни для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Хочется надеяться, господин Президент, что Ваше понимание и поддержка позволят позитивно решить вопрос переселения адыгов Косовского округа в Российскую Федерацию в Республику Адыгея.
С искренним уважением
Президент Республики Адыгея
А.Джаримов
При активном содействии Правительства РФ и официальных властей СРЮ, в кратчайшее сроки косовские адыги смогли возвратиться на историческую родину – в Адыгею. Недалеко от столицы Адыгеи для переселенцев был построн аул Мафэхабль. Первые семь домов были заселены 7 апреля 2000 года.
В последствии косовские адыги провели митинг протеста против террора на Балканах, и не раз выступали с официальными резолюциями, осуждающими сепаратизм, терроризм и насилие на Балканах, а также агрессию в отношении Сербии и Черногории и Македонии.
Ситуация с вынужденным переселением косовских адыгов лишний раз показывает ложность и несостоятельность всех «освободительных» лозунгов албанцев. Все, продиктованные Запада, уверенья, что албанский народ стремится к созданию современного многонационального демократического государства, помехой созданию которого служит якобы сербский оккупационный диктат, - есть абсолютный бред и вранье.
Ситуация, когда народ, не имевший исторических проблем противостояния с албанцами, разглядел в них несклонность к общественному труду, симпатии к криминалу и бандитизму, увидели в них угрозу, склонность к варварству и т. д. Одновременно, не увидев возможности мирного, нормального с албанцами сосуществования (не смотря даже на общую религиозную принадлежность), подтверждает нехитрую истину, что истинные цели албанцев: - этнически «чистое» Косово, удобная база для террористов и криминала, как перевалочный пункт наркотраффика и работорговли, … «Великая Албания» в будущем.
При написании использовались материалы с circassian.narod.ru