Интервью с доктором Драганом Петровичем, научным сотрудником Института политических исследований в Белграде
Доктор Драган Петрович, 43 года, работает в Институте политических исследований научным сотрудником. Закончил четыре факультета Государственного Белградского университета (экономический, исторический, политологии, социологии), защитил кандидатскую диссертацию по геополитике. Автор одиннадцати книг, научных монографий, из которых две – в предпечатной подготовке. Сфера научных интересов - политические науки и новейшая история. Считается одним из ведущих специалистов в области международных отношений, связанных с Россией.
- В чем, по Вашему вниманию, заключается понятие „национальная стратегия“?
- Ее можно бы было охарактеризовать с позиций важнейших постулатов об основах государственной и национальной политики одной страны и народа.
- Есть ли такая стратегия у Сербии?
- На протяжении последних лет, и даже десятилетий, у Сербии отсутствует национальная стратегия в концептуализированной форме. Это, конечно, не значит, что не было попыток создать качественную программу в различных областях государственной и общественной политики, которые даже имели определенные результаты. У нас очень долго не было того, что мы могли бы принять за осмысленную национальную стратегию и программу. А почему не было, на протяжении стольких лет, когда решались вопросы исключительно важные для нашего государства и народа, – это уже другой вопрос.
- С какого момента у Сербии нет национальной стратегии и программы?
В течение XIX века существовала национальная программа Гарашанина. К этому нужно добавить, что у Сербии в XIX веке была уникальная возможность – тогда было больше способных государственных деятелей и политиков, которые своей деятельностью и ее результатами способствовали качественной реализации и формированию национальной программы в различных областях. Среди видных политических деятелей того времени можно выделить князя Милоша, Йована Ристича, Стояна Новаковича, Милована Миловановича, и особо – Николу Пашича. Никола Пашич вместе со своей Народной радикальной партией в рамках государственнообразующей политики смог добиться реализации важнейших целей, стоявших перед Сербами, и это совпало с окончанием Первой мировой войны. Между тем, способ, с помощью которого было реализовано единение и устройство новосформированного югославянского государства, не был результатом запланированной стратегии и всеобще принятого национального консенсуса. Это было осмыслено и реализовано узким кругом людей, включая, прежде всего, регента Александра. Практически с того момента у сербов нет своей национальной программы, что и так было ощутимо в течение последующих десятилетий и сказывается до сих пор.
-Что тогда входило в национальную программу сербов?
-Еще у участников Первого сербского восстания был некоторый политический план и программа развития освобожденной Сербии, хотя это нельзя назвать выработанной национальной программой. У Князя Милоша проявился исключительный талант в реализации поставленных целей, особенно долгосрочных. Гарашаниново «Начертание» было, все же, первой концептуализированной национальной программой сербов. Данная проблема подробно рассмотрена в исторических трудах. В XIX в. «Начертание» послужило основой для реализации сербской национальной программы, которая дополнялась некоторыми изменениями со стороны государственных деятелей Сербии и Черногории. Никола Пашич, как выдающийся государственный деятель, действовавший во многом руководствуясь «Начертанием», является самой знаменательной личностью сербского народа второй половины XIX и первой четверти XX века.
-Что нужно сделать сейчас, чтобы (несуществующая на сегодняшний день) сербская национальная стратегия начала действовать?
Необходимо мобилизовать сербскую элиту, прежде всего интеллектуальную, или хотя бы ту часть, которая чувствует себя в достаточной степени национально образованной и способной к формированию национальной стратегии и программы, которая могла бы привезти к общему согласию. Мне кажется, что принятие нового Конституции Сербии – хороший пример того, что благодаря уважению государственных интересов страны, хотя бы по одному из ключевых вопросов, можно достичь единения важнейших политических и общественных сил в Сербии. Кроме того, очень важно то, что государство, а именно действующая власть, в меру своих возможностей поддержало формирование такой стратегии. Скажем, во Франции существует процедура, в которой по вопросам определения основных направлений стратегической политики государства принимают участие, как государственные органы, так и представители интеллектуальной и профессиональной элиты,. Такие предложения групп граждан официально передаются высшим органам власти государства, включая президента, а далее – публично рассматриваются. Эти предложения не являются обязательными для официальных органов государственной власти, но имеют большое влияние в обществе и политическом истеблишменте.
-По Вашему мнению, существуют ли люди в Сербии, которые задумываются о формировании национальной стратегии?
Конечно, в профессиональной и научной областях у нас есть много думающих людей, из которых, на основании многочисленных показателей, большая часть готова включиться в формирование национальной программы и тех долговременных направлений, которые могли бы нам помочь выйти из системного кризиса, в котором мы сейчас находимся. Речь идет о своеобразном синтезе действий государственных институтов и интеллектуалов, которые в совместной интеракции и путем публичных обсуждений могут и должны будут включить в этот процесс весь народ. Таким образом, исчезли недемократические и закулисные способы ведения дел в большой политике, или, по крайней мере, уменьшилось их число, хотя бы когда на повестке дня - формирование единой национальной стратегии и программы. Органам власти в какой бы то ни было ситуации и под влиянием общественного мнения будет тяжело резко сменить действующие в государстве общепринятые процедуры решения важнейших государственных вопросов. Вы признаете, что тогда появятся выгодные обстоятельства для уменьшения воздействия недемократических и антидемократических факторов на дальнейшую судьбу нашей политики, скажем, влияния олигархов или иностранного фактора.
-Есть ли у нас в различных институциональных областях профессионалы, способные к разработке адекватной национальной стратегии?
-Ответ положительный. Наша система образования воспитала в различных областях высокопрофессиональных специалистов, даже и мирового уровня. С другой стороны, из-за неадекватной ситуации в нашем государстве, большая часть из них уже на протяжении многих лет эмигрирует за границу на постоянное или временное место жительства, где свои достижения и профессиональные результаты вкладывают не в свое Отечество, которое им, несмотря на все недостатки, дало образование.
-Что, по Вашему мнению, является приоритетным в формировании национальной программы?
- Сербия еще не решила до конца вопросы по определению государственных границ. Нелогично, что границы Сербии можно менять, а в Республике Сербской нет демократического волеизъявления народа по вопросам определения своей дальнейшей судьбы. Черногория, как традиционально сербское государство, после очень сомнительного с точки зрения легальности и легитимности референдума пытается изменить свою национальную и культурную идентичность посредством навязываения нового блиц-лабараторного решения. Одним словом, сербский национальный вопрос, в сущности, и далее остается открытым, если мы наконец-то не проснемся, будет иметь негативные последствия для нас самих. Ясно, что и отдельные мощные силы за спиной сербского народа принимают новые решения на Балканах. Это особенно относится к роли Америки в событиях последних десятилетий на экс-югославской территории и в ее наверняка уже созревших дальнейших планах на данных территориях. Ясно, что сербская политика должна опираться на те силы, которые смогут ей помочь в реализации собственных важнейших целей, или хотя бы на начальном этапе не будут мешать. Это относится к России, а если смотреть дальше - и к Франции, благоволящей Сербии больше всех из остальных западных стран. Наконец, в отношениях с Германией важно установить на длительный срок максимальную степень обоюдного доверия, тогда хорошие отношения и результаты сотрудничества, некоторые из которых уже отмечаются в последние несколько лет, не пропадут. Китай станет силой со все большим влиянием, даже в планетарном масштабе, хотя в решении европейских вопросов у него не будет достаточного политического веса. Современные отношения с этой большой страной показывают, что она может благосклонно относиться к Сербии. Из мощных сил остаются США, с которыми у нас хороших взаимных отношений нет. Напротив, США вместе с Британией являются инициаторами практически всех ударов, которые были совершены на нас извне в последние 15 лет. Отсюда остается неясным, как некоторые политические круги в Сербии могут серьезно говорить о развитии положительных стратегически отношений с США и Британией, когда их, к сожалению, изобличает сама действительность. Конечно, если бы американская политика стала более мягкой по отношению к нам, то уже это было бы успехом. Но я сомневаюсь, что такая политика в будущем сможет стать действительно стратегически добронамеренной по отношению к сербскому фактору в целом.
С одной стороны, наша политика по отношению к мировым силам должна быть такой, чтобы мы, исходя из национальных и государственных интересов, попытались получить как можно больше, однако, всегда есть потенциальная опасность того, что у этих мировых игроков есть «свои люди»в Сербии. Поэтому общество должно быть максимально осведомлено и посвящено в дебаты по внешнеполитическим приоритетам нашей страны и народа в целом.
Особенно важным в национальной стратегии является то, чтобы наша страна развивала собственные промышленные ресурсы, в первую очередь я имею в виду индустрию, так как только с сельским хозяйством и сферой услуг мы останемся экономическим вассалом в международном разделении труда. Демографическая проблема должна стать приоритетной в национальной программе.
-Кто виноват, что один из старейших народов на Балканах встретил XXI век без ясно определенной национальной стратегии?
-Виновников очень много, а вероятно, что ответственна за это более всего сербская элита. Между тем, нужно смотреть вперед и всенародно принять то лучшее, что есть в рамках согласованной национальной программы, что поможет нам всем возродиться и как государству, и как народу.
©www.win.ru