События последнего времени, развернувшиеся вокруг ситуации в Южной Осетии, показали малую эффективность традиционных методов реагирования на подобные ситуации. В нынешнем насквозь глобализованном мире любые действия любого государства по защите своих интересов (если эти интересы противоречат интересам США) практически сразу же вызывает бурную реакцию так называемого «мирового сообщества». Так и здесь – попытка России военным путем защитить своих сограждан произвела эффект, который производит камень, кинутый в болото. Тем не менее, преодолевая чудовищное идеологическое сопротивление так называемого «мирового сообщества», Россия решилась-таки на введение войск в Южную Осетию. Российская военная машина начала стремительно раскручиваться.
С большой долей вероятности можно предсказать, чем все это закончится. Однако вокруг России есть немало так называемых «замороженных конфликтов», возникших в последние 20 лет. Это и Абхазия, и Приднестровье, и Карабах. Ситуация, складывающаяся вокруг этих конфликтов, почти патовая. Обычное введение войск в зоны этих конфликтов сразу же вызовет множество проблем как внешне-, так и внутриполитического характера. И не потому, что Россия слаба. Нет, Россия сейчас достаточно сильна. Однако наша страна предпочитает действовать цивилизованными дипломатическими методами, так сказать, с открытым забралом, а вот ее так называемые партнеры зачастую предпочитают тактику нецивилизованную, зная, что Россия не будет выходить из правового поля.
Нельзя исключать того, что вскоре и эти конфликты потребуют активного вмешательства России. Поэтому уже сейчас необходимо начать поиск совершенно новых инструментов, которые позволят нашей стране, не выходя из правового поля решать эти конфликты в том числе и силовым методом. Одним из таких инструментов может стать структура, которую можно условно назвать «Добровольческий корпус».
«Добровольческий корпус» – это чисто общественная военизированная организация, действующая под жестким контролем государства, призванная решать подобные проблемы без участия государства напрямую. Естественно, что финансироваться подобная структура должна не из государственного бюджета, а из частных фондов. Суть этой структуры – в ее военизированности. По сути, это будет новым словом в практике гражданского общества. Впрочем, аналоги подобной структуры, хоть и не совсем близкие, уже были в мировой истории. Стоит вспомнить германский «фрайкор» времен Веймарской республики, но в отличие от него, у «Добровольческого корпуса» главной задачей будет именно содействие Российскому государству в решении подобных вопросов.
Для нормального функционирования этой структуры необходимо принятие нормативных актов, регламентирующих ее деятельность. В эту структуру принимаются все желающие на добровольной основе с целью ведения регулярной военной подготовки и в случае необходимости – оперативного реагирования на возникающие проблемы.
Главная задача этого корпуса – демонстрация серьезных намерений России в «проблемных регионах». Причем не обязательно этот корпус должен воевать. Например, в так называемый «угрожаемый период» во избежание дальнейшего нарастания напряженности в зону замороженного конфликта вводятся подразделения этого «Добровольческого корпуса», которые демонстрируют свои намерения путем проведения различных учений. Причем официальным поводом для переброски добровольцев в регион может быть не только угроза открытия боевых действий, но и любой другой – например, участие в каком-либо местном празднике и т.д. В случае же начала боевых действий структуры «Добровольческого корпуса» могли бы выполнять задачи по принуждению агрессора к миру.
Разумеется, для этого весь корпус должен иметь право на обладание и применение вооружения. И пусть это вооружение будет не новым, главное – его наличие. Это может стать сильным психологическим фактором, оказывающим воздействие на потенциального противника. Кроме того, корпус будет использоваться для демонстрации силы. Его можно будет перебрасывать в разные горячие точки, например, на границу с Косова. Его можно будет использовать для того чтобы усилить позиции Сербии и России в каких-либо переговорах для того чтобы риторика противоположной стороны стала бы совсем другой. Естественно, в ряды этого корпуса можно будет брать не только граждан России, но и граждан иностранных государств, которые сочувственно относятся к нашей стране и проводимой ей политике на мировой арене. Формат участия граждан в «Добровольческом корпусе» может быть разным. Например, профессионалы – это те люди, которые постоянно заняты в его деятельности и получают за это хорошее денежное вознаграждение. Полупрофессионалы – это люди, которые принимают участие в деятельности «Добровольческого корпуса» время от времени, и тоже получают вознаграждение, пропорциональное масштабу их участия.
Основой для формирования этого добровольческого корпуса может послужить современное российское казачество. Казачьи формирования активно участвовали во всех последних «замороженных конфликтах», начиная от Приднестровья и Боснии и заканчивая Чечней и продолжающейся войной в Осетии. Казаки разных войск формируют паравоенные подразделения, которые в частном порядке прибывали в зону боевых действий, участвовали в боях и создавали сильное моральное давление на противоборствующую сторону. При этом официально Россия оставалась в стороне от участия в конфликте. Однако, в отличие от планируемого «Добровольческого корпуса», казачьи добровольческие формирования практически во всех случаях действовали автономно, не под контролем государства. Их скудное финансирование осуществлялось из карманов самих казаков и редких меценатов, соответственно, и возможности их были сильно ограничены.
В настоящее время в России созданы все условия для начала формирования структур «Добровольческого корпуса». В первую очередь – это высокий порыв добровольческих устремлений народа России в связи с событиями вокруг России, и стремление России к решению застарелых замороженных конфликтов. И надо во чтобы то ни стало использовать эти предпосылки для создания нового и эффективного инструмента для решения будущих территориальных и межнациональных проблем.
Источник: Сайт "Стратегия управления миром"