Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/14.8.2008/

Сербская церковь на пороге раскола.

Митрополит Амфилохий позавчера в патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого заявил верующим, что для православных христиан важна только суть литургии, а форме служения в православной литургической жизни Сербской Православной Церкви предпочтение не отдается. Это первый случай после майского Святого архиерейского собора, когда митрополит, заменяющий в Святом Синоде болящего патриарха Павла, открыто высказался по проблеме способа служения литургии, уже более двух лет сотрясающей СПЦ.


     В этой беседе, часть которой опубликована на официальном сайте СПЦ, митрополит Амфилохий фактически поддержал епископа жичского Хризостома, которого общественность критикует за случай в селе Душковцы в конце июня, когда на литургии дошло до драки из-за того, что священник читал так называемую заамвонную молитву не так как обычно, повернувшись лицом к верующим.


      «Закрытие двери и чтение молитвы тайно, не отделяет ли это мирян от понимания сущности содержания святой литургии? Если разорвалась завеса в еврейском храме в момент крестной смерти Христа, кто мы, чтобы установить ее заново, возвращаясь обоготворением закрытия врат к старозаветному законничеству», - заявил владыка черноморско-приморский, приводя в пример патриарха Павла, который служил и святую литургию в зале, в котором были только стулья и амвон без алтарного ограждения, но с антиминсом


     Беседа митрополита черногорско-приморского Амфилохия о способе служения святой литургии вызвала бурную реакцию на популярном православном интернет-форуме www.svetosavlje.org. Так вчера один из священников СПЦ написал «Я думаю, что в данный момент настаивать на изменениях в литургии несколько не к месту. Прежде всего, неправильно, что на этом так настаивают. Потому, даже если эти изменения хорошие и необходимые, а мне кажется что нет, неправильно, что они навязываются сверху, силой власти и авторитета в Церкви».


     Для того, чтобы служить святую литургию в сущности необходим только антиминс (Антиминс - четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов - тельцом, львом, человеком, орлом и надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и преподан, и подписью епископа). Практически это означает, что литургию можно служить и вне храма, под открытым небом. Но, в последние годы некоторые епископы СПЦ начали менять отдельные части святой литургии, даже в алтаре читать молитвы громко, когда ранее их говорили тихо. В некоторых церквях священники начали службы с открытыми вратами и без завесы.


     Так, к примеру, в Нови Саде и Сремских Карловцах, находящихся в 12 километрах друг от друга, литургии различаются из-за того, что эти города – резиденции двух епархий. Различия существуют и между другими соседними епархиями, как к примеру Валевской и Жичской или Браничесвкой и Нишской…


     Все изменения в литургии, вдруг принятые во многих епархиях, натолкнулись на сопротивление верующих, котором во всем этом отнюдь не видят только форму. Для некоторых это знак «протестантизации», а другие предчувствие приближение к католикам в образе богослужения.


     Недовольство началось в Шумадийской епархии в селе Тулеж на день святого Павла в 2006 году, когда дошло до ругани во время службы между владыкой Йованом и верующими за клиросом по вопросам богослужения. Этим случаем тогда занялся Святой архиерейский собор, создавший комиссию по литургическим вопросам и призвавший архиереев к уважению векового порядка нашей церкви в вопросах способа служения святой литургии.


     Минувшей зимой в Чачке три священника начали голодовку из-за перевода в другие приходы. Причину «переезда» видели в том, что они служили литургию «по старому образу», из-за чего, чтобы смирить страсти, перед владыкой Хризостомом хлопотал и тогдашний министр Велимир Илич.


     Епсикоп Атанасий (Евтич), написавший три книги, в которых доказывает, что речь не идет ни о каких литургических изменениях, а о необходимом литургическом возрождении, пишет:


      «Двадцать святогорских монастырей служат одну святую Службу Богу живому, объединенные в «единстве веры и Духа святого», но неодинаково (так как они не клишированы в отличие от латинцев) в деталях, в «уставах» (потому и говорят «В каждом монастыре свой устав»), так служат в монастырях и церквях во всем православном мире».


     Владыка Атанасий уверяет, что никогда не существовал «один действующий устав» для служения литургии. Что же касается устава П. Николаевича из тех времен, когда часть нашей церкви была в Австро-Венгерской монархии, на который ссылаются «ревнители веры», то епископ Атанасий заявляет, что это «плохо и с изъянами сколоченный на скорую руку дайджест».


     Епископы баня-лучский Ефрем, банатский Никанор и рашско-призренский Артемий более всего сопротивляются изменениям в богослужении.


     На Святом Архиерейском Соборе в мае в 2007 году 21 епископ выступил за сохранение прежнего образа служения литургии, тогда как за реформу выступило 16.


     И на нынешнем майском соборе был поднят вопрос образа служения литургии и в сообщении после завершения «церковной скупщины» вновь констатировано: «С целью сохранения молитвенного предания и живого свидетельства Церкви в современном мире, Собор подтвердил позицию по служению святой литургии и прочих богослужений ы духе векового литургического предания нашей церкви».


     Тогда, чтобы доказать «нарушенное» литургическое единство, все архиереи отслужили совместную святую архиерейскую литургию 19 мая в Святосавском храме. Общественности, однако, мало известно, что некоторые архиереи выставили условием служение по «старому», пригрозив не прийти в Храм Святого Саввы.


     

Миленко Пешич