Хоть Скупщина еще тогда единого союзного сербского государства Сербии и Черногории приняла Декларацию о защите кириллицы в 2002 г., «латиняне» на всех уровнях общества и государства проигнорировали эту резолюцию. Среди прочего там дословно написано:
«…Кириллица ущемляется латиничным письмом. Причина этого – пренебрежение ответственных органов на всех уровнях власти, общественных учреждений, культурных и медиаинститутов, всех СМИ».
Отречение от собственного письма – знак отсутствия осознания потребности в собственных культурных ценностях, сохранении национальной идентичности и ее черт. Это отречение указывает на заниженную самооценку и непонимание, что удаление от самих себя приблизит нас к другим.
Скупщина обратилась ко всем государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, которым осуществляют общественные функции, просветительским, культурно-общественным учреждениям, СМИ, чтобы те соблюдали закон об использовании кириллицы… Все руководители предприятий божатся, что при рекламировании, написании фирмы они уважают Закон о служебном употреблении языка и письма…
В новейшем Уставе Сербии, в статье 10, записано, что сербский язык и сербская кириллица являются официальным языком и письмом в государстве Сербия.
И наряду с этими официальными актами Сербии, сербские издатели, журналисты, писатели, владельцы фирм, производители и продавцы как будто соревнуются, кто быстрее и лучше загрязнит сербское духовное пространство латиницей. Если вы зайдете на сайты министерств, посольств и консульств Сербии, до сих пор можно встретить латиничное написание.
Вместо дальнейшей «личной и сознательной» полемики с сербскими «латинянами», я приведу в примеры из размышлений сербов и хорватов о политическом давлении на сербское письмо на протяжении веков:
«…один из старейших документов Дубровника – договор между жителями Дубровника и болгарским царем Асеном II 1253 г. – написан на сербском языке кириллицей» (Предраг Драгић Кијук, Уметност и зло, стр. 72.);
«Римская делегация во главе с епископом Петром Томом, прибыла в Скопье в 1355 на двор сербского Царя Душана, с предложением о провозглашении царя Душана за «капитана христиан» Папой Римским и организации помощи со стороны рыцарей против турок. В ответ на данное предложение сербский царь должен был признать главенство Папы Римского. Епископ Тома был очень недоволен отказом царя Душана и попросил венгерского короля Лайоша быть немилосердным по отношению к схизматикам».
(Светозар Ћоровић, Дело Цара Душана);
“Иван Мажуранич, первый «бан пучанин» (1873-1880), …запретил употребление кириллицы в Хорватии» (П. Д. Кијук, исто, стр.69.)
«По всей видимости, мы, как это было уже кем-то сказано, пишем кириллицей только на могилах. Могут ли сохранить ее живые? Могут, но только в том случае, когда сербы снова узнают свое историческое и культурное значение и поймут, что если они не будут уверены в своих достоинствах, другие их в этом не убедят»
(Милка Ивич, профессор университета)
«В 60-е гг. в г.Нови Сад (АО Воеводина) за одну ночь вывески, плакаты на кириллице были заменены на те же самые на латинице. Недовольные данным актом жители отправились к начальнику Секретариата по юридическим вопросам. Ответил он им следующее: «Не думайте, что это я, как хорват, приказал сделать это. Так решил председатель городского собрания, Тоза Маркович, который, как вам известно, серб».
(Милица Гркович, профессор университета)
«Кириллица – это не только сербский алфавит, ей пользовались и хорваты (…), что подтверждают многие артефакты, среди которых и «Повальская листина» из Брача (XIII век), и «Полички статут» (XV век), а латиница появилась у хорватов, как третий алфавит, по политическим причинам, под давлением католической церкви, чему возмущался хорватский народ».
(Йордан Молович, профессор);
«С кириллицей и раньше случались трагические события, которые она с достоинством преодолевала. Она, по сути, разделила судьбу сербского народа. Попытки обезличить сербов всегда сопровождались давлением на кириллицу. (…)
Один из первых «погромов» кириллица пережила во времена Марии Терезии, когда венский двор издал указ о введении в сербских школах латиницы. Этому решительно воспротивилась православная церковь и сербский народ. (…)
(Др. Петар Джорджич, профессор университета)
Среди сегодняшних сербских «латинян» мы рассматриваем
4 группы.
Первую составляют те, кто знает, почему, для кого и за чьи деньги они делают это. Это чаще всего интеллектуалы-квислинги, в типичном значении этого слова. В частных разговорах они убедят вас, как Савва Неманич ошибся, что не выбрал католичество, латинский язык в школах. Для них латиница - «наше письмо». Они не хотели быть частью сербского православного народа. Это все бывшие «наши дети» (читай: Тита, дети владельцев госпредприятий, партийных кадров…). Пока мы, еще «ничьи дети», после окончания университета едва получили место учителя в провинции, они сразу сели в ложи многочисленных министерств, редакций государственных издательских и информационных домов, судов… когда пришла «демократия», они лишь поменяли цвет (перефразируя Ностердамуса: «каждая тряпка бледнеет», и добавляя: «даже красная»…).
Ко
второй группе относятся полуинтеллигенты, которые никогда и не мечтали о вере и нации. Они горды, обманчивы, идеальны для «негосударственных организаций», фальсификации выборов, референдумов и раздробления государства. Это затычки в каждой бочке, которым «ничто не свято»…
В
третью группу попали полусербы, которым «югославянство» и югославянская латиница – некое счастливое решение для их разрозненного национального ощущения, которое мы понять не можем.
В
четвертой группе «латинян» - сербское кроткое стадо, легковерное, голодное и запуганное. Оно примет и выдержит все, «только бы прошли плохие времена».
Именно поэтому все, что представляется ценным в сербской литературе и культуре написано сербской кириллицей, что мы познали себя, свое историческое и культурное значение, уверились в ценностях своего сербского народа, помогает нам противостоять «латинянам».
Если бы у сербов было все хорошо в государстве, мы бы легко решили проблему языковых квислингов. Это государство издало бы распоряжение, по которому все издатели, редакторы, которые используют кириллицу, были освобождены от уплаты государственных налогов. Всем остальным, которые обращаются к народу на иностранном письме, надо бы ввести 100% налог. Так мы бы могли сохранить нашу сербскую кириллицу, на которой написано все действительно ценное в сербской культуре и традиции.
Источник: Сайт популярной геополитики