«В Косово живут белые медведи и скаты, нерестится сельдь и поет японская зарянка, в лесах произрастают американский ясень и канадский тополь, но если туристу всех этих прелестей Албанских Альп покажется недостаточно, то истинное наслаждение доставят ему старинные византийско-косоварские строения, эклектичные церкви римско–византийско–готическо–албанского стиля, доказывающие, что влияния эти не привели к утрате следов материальной и духовной культуры коренного илиро-албанского населения». Белградская газета «Политика».
Эти занимательные сведения наши белградские коллеги почерпнули с сайта Департамента по туризму Министерства торговли и промышленности правительства непризнанного государства Косово. Мы же обратили на него внимание потому, что прямо на главной странице, в самом ее центре располагается красочная фотография следующего пункта нашего путешествия – сербского монастыря Високи Дечани.
Фото - Дарко Дозет
Стряхивая всю эту историческо-культурологическую муть, которую, кстати, в 2005 году тогдашнее косовское Министерство культуры пыталось даже представить в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, расскажем кратко историю возникновения этого величайшего памятника сербской и мировой культуры и духовности. Итак, монастырь Високи Дечани располагается в западной части южного сербского края, известного под названием Метохия. Кстати, название это в переводе с греческого означает «монастырские земли». Построен он сербским королем Стефаном Дечанским где-то между 1327 -1335 годами и посвящен Вознесению Господа Иисуса Христа. Известен как самый большой и наиболее сохранившийся сербский средневековый монастырь. Несмотря на турецкую, албанскую, итальянскую оккупации в разное время, монастырю удалось сохранить все свои бесценные фрески, датируемые 14-м веком. Воистину, промысел Божий!
Фото - Дарко Дозет
Впрочем, и сейчас без божьей помощи не обойтись, — сам монастырь находиться под плотной охраной итальянского контингента КФОР в агрессивно настроенном албанском окружении, опутанный со всех сторон колючей проволокой. Об этих и других проблемах оплота сербского православия мы поговорили с помощником настоятеля иеромонахом Илларионом. И для начала, конечно, обо всех этих исторических инсинуациях, согласно которым сербские церкви воздвигнуты на основе ранее существующих «илирских святилищ и палеохристианских объектов».
Официально, и европейские и мировые институты осознают значение и место сербской культуры в общемировой и европейской культуре. И его никто не оспаривает. Для людей серьезных, особенно для специалистов, все эти истории ничего не значат. Это просто такой вид пропаганды, направленной, прежде всего, на местное албанское население. Цель ее, – пробудить гнев, потому что сербы предстают здесь узурпаторами, просто пришедшими в определенный исторический момент в эти населенные албанцами с незапамятных времен края. Конечно, во всем этом присутствует определенная политизация, а также изрядная доля дилетантизма в трактовке истории. И все это ниже человеческого достоинства, достоинства тех ученых, которые так говорят.
К сожалению, и в албанских церквях часто можно услышать, что монастырь Високи Дечани на самом деле является илирским монастырем, который построили их предки, а затем его заняли сербы. Ссылаются даже на какие-то документы, которые якобы у них есть, но почему-то их никому не показывают. Это недосказанные и несерьезные истории, но они могут навредить и нам, и Сербии, если мы не найдем адекватный ответ на них. Ведь сознательное избегание определения «сербский», «сербское» в различных документах происходит с молчаливого согласия международного сообщества.
Впрочем, несмотря на сомнительную роль так называемого международного сообщества во всей новейшей истории Косово, на сайте монастыря Високи Дечани вы, среди прочих, увидите и следующее предложение: «Монастырю удается сохраниться особенно благодаря военной защите итальянских сил, блокирующих всякое незаконное проникновение на его территорию».
Фото - Дарко Дозет
Действительно, на входе нас встретили жизнерадостные, улыбчивые и смуглые итальянские солдаты, а внутри монастырской церкви один из офицеров проводил настоящую экскурсию для каких-то гражданских гостей, с истинным наслаждением знатока рассказывая историю монастыря на своем мелодичном языке.
В отличие от монастыря Святые Архангелы, охраняемого немцами — подробный рассказ о нем последует позже, — в Високих Дечанах не возникает ощущения присутствия оккупационных войск. И речь не только о том, что прибывшие из центра древнеримской и ренессансной культуры итальянцы умеют с уважением относиться и к сербским памятникам. Приходят они в монастырь и помолиться. Да, истинные католики в православный монастырь. Такова его чудодейственная сила.
Побывавший в монастыре в августе 2001 года тогдашний командир КФОР генерал Скиакер, кроме прочего, заявил:
"Високи Дечани представляют собой один из самых выдающихся культурных памятников в Косово. Это важнейший духовный центр сербов, а также часть наследия Косово, к которому все должны относиться с должным почтением. За время боев в 1999 году монахи этого монастыря спасали косовских албанцев от притеснения сербскими силами. И потому этот монастырь я вижу как символ гуманности и сопртивления насилию».
Итак, спасали всех. Ну, а как насчет благодарности косовских албанцев? Мы поговорили с отцом Илларионом и о степени безопасности для сербских священнослужителей в Косово в целом, и в его монастыре в частности.
Проблемы с безопасностью отличаются в зависимости от области, где располагается монастырь. Существуют области, где свобода передвижения чуть выше, а есть и те районы Косово и Метохии, где она совсем мала. Это место, где мы сейчас находимся, не рекомендовано для свободного передвижения, особенно для легко узнаваемого православного священства. Мы все еще стараемся не выходить без сопровождения КФОР или полиции. Конечно, случается иногда передвигаться с меньшими мерами предосторожности, но в основном — только с вооруженным сопровождением. И в Дренице, где расположен женский монастырь Девич, ситуация такая же как и у нас – специфическая, но есть и области где братия передвигается без военного сопровождения, области со смешанными сербско-албанскими анклавами, и там никто не заинтересован в нагнетании напряженности.
В этом месте забрезжила надежда, — а вдруг еще не все потеряно и где-то сербы с албанцами находят общий язык? Надежды хватило ненадолго, — лишь до тех пор, пока отец Илларион не пояснил свою мысль:
"Завтра ведь и сами албанцы должны будут пройти по территории, контролируемой сербами. Вот в таких областях инцидентов, конечно меньше, чем у нас".
Диктор: Действительно, такое место и мы видели, — это монастырь Грачаница, расположенный недалеко от Приштины. Там сербское население очень удачно расположилось вдоль жизненно важной для албанцев дороги. Говорят, местные жители ее тут же перекрывают, как только где-нибудь в Косово возникают беспорядки. К анклаву Грачаница мы еще вернемся, но хочется подметить, что оптимизма там намного больше, нежели в других, менее удачно расположенных сербских поселениях.
Диктор: Ну, а как же многонациональное, демократическое государство, каковым рисуется Косово на Западе? Поговорили мы и об этом с отцом Илларионом:
"Были попытки создания некоего нового самосознания, идея формирования общей косовской ментальности. Мол, теперь существуют косовары – сербы и косовары – албанцы, которые должны забыть всю свою предыдущую историю и во имя совместного светлого будущего забыть о былых столконовениях. Но это и ошибочно, и наивно, и невозможно. Не может человек порвать родственые связи со своей историей. И показатель тому флаги, — все носят либо сербские, либо албанские. А флаг Косово даже албанцы не чтят так, как свой знаменитый красно-черный".
А несколько дней после нашего визита, иеромонах Илларион отбыл, надо полагать в сопровождении до зубов вооруженных солдат КФОР, в Белград, где в Министерстве по делам диаспоры Сербии обсуждал совместный проект под названием „Метр стены для Високих Дечанов“.
Цель этой акции, — сбор средств на строительство или починку, в тех местах, где она еще сохранилась, стены вокруг монастыря. До 17 октября было собрано более 240 тысяч евро, и этой суммы достаточно для поднятия 660 метров стены из предполагаемых 2400.
Фото - Дарко Дозет
Интересно, а пекущееся о сохранении «илирских святилищ и палеохристианских объектов» Министерство торговли и промышленности Косово уже внесло свой вклад?
Лучшим послесловием к нашему материалу могла бы служить карта уничтоженных албанскими экстремистами древнейших религиозных и культурных памятников Косово. К сожалению, на сайте Департамента по туризму Министерства торговли и промышленности правительства непризнанного государства Косово ее нет.
Источник: РГРК "Голос России"
Фото: Дарко Дозет