Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/27.5.2005/

Истоки традиционной дружбы и боевого содружества русского и болгарского народов




     


      С древнейших времен между братскими народами России и Болгарии существуют прочные узы дружбы и сотрудничества.


      В древности Болгария была сильным и независимым государством. Болгары поселились на правом берегу Дуная во второй половине VII века, придя сюда из Приазовья. Подчинив славянские племена и отбив атаки могущественной в ту пору Византии, они образовали Первое Болгарское царство. Годы Первого царства (680—1018) явились годами экономического, политического и культурного расцвета древней Болгарии. В этот период болгары полностью ассимилировались в массе славян, приняли их язык и культуру. Во второй половине IX века при князе Борисе языческая Болгария приняла крещение от византийского патриаршества.


      Византия, видевшая в Болгарском царстве опасного соперника на Балканах, вела с ним частые войны. Во время походов князя Святослава (70-е годы X века) киевские дружины плечом к плечу с болгарами сражались против византийцев. Эти походы способствовали расширению политических и культурных связей Руси и Болгарии. Многие из участников походов приняли христианство, подверглись воздействию более высокой болгарской культуры. Как известно, в IX веке усилиями первых славянских просветителей — Кирилла и Мефодия в Болгарии были созданы крупные очаги культуры. Переводы и оригинальные произведения славянской письменности оказали благотворное воздействие на русскую письменность и культуру. На Руси появляется множество болгарских книг — как переводов с греческого, так и оригиналов. Русские рукописи этого периода иногда представляют собой копии с болгарских книг. Так, «Изборник Святослава» 1076 года является копией с оригинала, написанного для болгарского царя Симеона. Таким образом, уже в IX—XI веках между Болгарией и Киевской Русью существовали тесные экономические и культурные связи.


      В ходе борьбы болгар с Византией возникло Второе Болгарское царство (1187-—1396), которое с развитием феодальных отношений распалось на ряд независимых государств. В конце XIV века эти государства были завоеваны турками-османами, создавшими сильное централизованное военно-феодальное государство.


     Империя турок-османов возникла после распада Арабского халифата и державы турок-сельджуков. Основателем этой империи был Осман.


      Турки приступили к завоеванию Балканского полуострова в XIV веке. Разгромив объединенные силы сербов и боснийцев на Косовом Поле в 1389 г., османы усилили натиск на славянские земли, В 1393 году пала столица Второго Болгарского царства — Тырново, а в 1396 году — последняя болгарская крепость Видин. В конце XIV века Болгария была полностью завоевана.


      Захватив болгарские земли, османы продолжали расширять свое господство на Балканах. После падения в 1453 году Константинополя прекратила свое существование Византия. Константинополь, переименованный турками в Стамбул, стал столицей Османской империи. Были покорены также Сербия, Босния, другие югославянские земли, Албания и Греция. В конце XIV века подверглись нашествию турок-османов русские земли на берегах Азовского и Черного морей, завоеванные ранее татаро-монголами. Черное море превратилось во внутреннее море Османской империи. В конце века попали под власть Турции Дунайские княжества — Молдавия и Валахия. В результате захватнических воин османами были завоеваны земли в Европе, Африке и Азии*. Образовалась огромная Османская империя, могущество которой основывалось на беспощадной эксплуатации порабощенных народов.


      Завоеватели не принесли в захваченные страны ни более высокой культуры, ни более развитых форм общественно-экономических отношений. Турецкий феодализм находился, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, на «самой низкой и


     


     * В Азии османы подчинили себе Сирию, Палестину, Ирак, Хиджас, Йемен, часть Армении, Курдистан; в Африке — Египет, Триполи, Тунис, Алжир.


     


     варварской ступени...». Турецкое завоевание нарушило нормальный процесс исторического развития Балканских стран, привело к консервации отсталых форм феодальных отношений на Балканах.


      В наиболее тяжелом положении находились славянские народы Балканского полуострова, особенно болгарский народ, ближе всех расположенный к центру Османской империи. Турки превратили Болгарию в основную базу для организации грабительских походов в другие страны и основной источник продовольственных и военно-стратегических материалов для турецкой армии на Балканах. Так, в 1565 году по указанию султана население только одной Самоковской околии должно было дать 15400 овец на содержание турецких войск, выступивших в очередной грабительский поход. Не меньшее количество скота обязаны были поставить и другие районы. Болгарские крестьяне должны были уплачивать под различными названиями огромное количество налогов и податей как государству, так и турецким феодалам и вакуфам*. При невыносимом налоговом режиме и огромном количестве феодальных повинностей на крестьянство падали также бесконечные чрезвычайные принудительные поставки в пользу казны или в пользу султанских чиновников, творивших при сборе налогов произвол и насилие. За неповиновение или за попытку уклониться от выполнения повинностей применялись жестокие меры.


      Турецкие феодалы и чиновники высасывали последние соки из болгарских крестьян. Дубровчанин Павел Джорджевич так характеризует положение болгар в записке, представленной им в 1595 году седмиградскому воеводе Сигизмунду Батори: «Христиане удручены страшной бедностью вследствие тяжелых податей... К этому присоединились в начале нынешней войны (с уграми) новые бедствия: янычары и спахии, отправляясь в поход, грабят християн и насилуют детей на глазах родителей и, совершая такие злодейства, остаются безнаказанными, так как суды не смеют произвести над ними приговор».


      Тяжелый гнет испытывали и городские жители. Ремесленники обязаны были поставлять туркам изделия своего производства


     


     * Все завоеванные земли, за исключением церковных земель (вакуфов), считались собственностью султана, который отдавал их турецким феодалам (спахиям) во временное ленное пользование как вознаграждение за военную и гражданскую службу.


     


     бесплатно или по низким ценам. Продавать же товар они могли только после того, как получат разрешение султана.


      Покоренное население помимо грабежа и насилий подвергалось всякого рода унизительным ограничениям. Ему не разрешалось носить оружия, ездить верхом на лошади, одеваться так, как одевались турки, строить дома выше турецких и т. п.


      Спасаясь от насилий, болгары покидали родные места и переселялись в труднодоступные горные районы. По свидетельству немецкого путешественника Ганса Дерншвана, «раньше Болгария была богатая, плодородная страна, но после турецкого завоевания и разбойничьих набегов запустела и заросла бурьяном».


     Османское иго задержало общественно-экономическое развитие болгарского народа, но оно не могло сломить его волю к свободе и независимости. Крестьяне отказывались повиноваться турецким помещикам, убегали в леса и горы и становились народными мстителями — гайдуками. Турецкие власти были бессильны в борьбе с неуловимыми партизанами, которые всегда находили поддержку и сочувствие у местных жителей. Отряды гайдуков нередко совершали набеги на города, даже на такие крупные; как София. Вспыхивали и массовые народные восстания. В 1598 году, произошло крупное восстание в Тырново — древней столице Болгарии.


      Однако партизанская борьба, так же как стихийные бунты и массовые восстания в Болгарии и других Балканских странах, не смогла сокрушить господство султанской Турции на Балканах. Свои надежды на избавление от турецкой неволи болгары возлагали на русский народ, с которым они были связаны общностью языка, культуры и обычаев. Русско-югославянские отношения, по словам академика М.Тихомирова, «являются ярким примером братской поддержки народов, широкого обмена культурными достижениями, основанного не на завоевании или насилии, а на общности исторических судеб и взаимных интересов».


      После завоевания турками Балкан и захвата исконных русских земель на берегах Азовского и Черного морей связи России с южными славянами не были прерваны. В частности, проезжая через Болгарию в Иерусалим, паломники оставляли здесь первые русские книги и увозили с собой сведения о томящихся под чужеземным игом славянских братьях.


      В России нашли приют некоторые видные деятели болгарской церкви, занявшие здесь высокие церковные должности. Православные священники часто ездили в Москву просить денежные пособия8. Русское правительство и церковь не оставляли без внимания просьбы православных монастырей на Балканах об оказании им помощи и поддержки, что способствовало распространению среди балканских народов взгляда на Россию как на свою покровительницу и защитницу.


      Укреплению веры балканских народов в освободительную миссию России на Балканском полуострове способствовали политические успехи Москвы, и в особенности ликвидация татарского владычества в России при Иване III и завоевание Казани и Астрахани Иваном IV. Именно в это время у болгарского народа родилась легенда о могучем дядо Иване, который поможет Болгарии обрести свободу. Эта вера никогда не покидала болгарский народ, придавала ему силы и мужество в борьбе с жестокими поработителями.


      В XVI и первой половине XVII века Россия, занятая борьбой за Балтийское море, стремилась избежать прямых столкновений с Турцией. Однако уже во второй половине XVII века, когда после воссоединения Украины с Россией русские границы приблизились к Черному морю, русское государство включилось в активную борьбу против турецко-татарской агрессии. Оно присоединилось к «Священной лиге», которую образовали, для борьбы с Турцией Австрия, Польша, Венеция.


      Включившись в борьбу против Османской империи, русское правительство проявило интерес к судьбам балканских народов. При переговорах с Турцией представителей «Священной лиги» русские пытались защищать интересы православных народов Балкан. В 1696 году были достигнуты первые успехи в борьбе с Турцией и Крымским ханством — в июле был взят Азов. Русско-турецкие войны XVII века превратили легенду о русском народе-освободителе в реальную надежду.


     Осенью 1710 года Турция, не смирившаяся с потерей Азова, объявила войну России. Весной 1711 года русские войска во главе с Петром I направились к Дунаю. В войне с Турцией Петр I придавал большое значение объединению сил России и восставших балканских народов. В царских грамотах говорилось, что цель похода русской армии на Дунай состоит в том, чтобы освободить православных христиан от чужеземного ига. Но русским войскам не удалось достичь Дуная и соединиться с повстанцами. На реке Прут они были окружены вчетверо превосходящими силами противника. Петр I вынужден был заключить мирный договор, по которому Азов снова отходил к Турции.


      Несмотря на неудачи, Прутский поход Петра I сыграл важную роль в развитии русско-балканских связей, положив начало многим походам русской армии к Балканскому полуострову. При Петре I югославянским народам были широко открыты двери для переселения в Россию. Балканским славянам, пожелавшим перейти на русскую службу, отводились земли в Приазовье и в Киевской губернии.


      После русско-турецкой войны 1735—1739 годов поток переселенцев в Россию возрос. Из югославян, поступивших на службу в русскую армию, были созданы пять гусарских и один пехотный полки. В 1759 году был сформирован Болгарский гусарский полк.


      Первые попытки со стороны России выступить против Турции в боевом союзе с Балканскими странами способствовали дальнейшему сближению югославянских и русского народов. Все более прочно утверждалась идея о необходимости совместной борьбы с Османской империей. Во время русско-турецких войн 1676—1681, 1686—1699, 1710—1713 и 1735—1739 годов русские войска не переходили Дунай. Военные действия велись главным образом в украинских степях, в Крыму и на северном побережье Черного моря. Поэтому идея боевого союза народов России и Балканского полуострова не могла осуществиться на практике. Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны во второй половине XVIII века.


      В 1768 году, подстрекаемая французской и австрийской дипломатией, Порта* объявила войну России. По примеру Петра I правительство Екатерины II обратилось к балканским народам с призывом подняться на борьбу с турецкими поработителями. Идеологическим обоснованием при этом служила религиозная общность.


     


     * Так в XVIII веке стали именовать в дипломатических документах турецкое правительство.


     


      При приближении русской армии к Молдавии в ее ряды стали вливаться молдавские, валашские, сербские и болгарские добровольцы. Подполковником Назаром Каразиным, болгарином по происхождению, служившим в русской армии, был создан добровольческий отряд, насчитывавший около 1000 человек 13. В марте 1773 года русские войска форсировали Дунай и вступили в Болгарию. Болгарское население поддержало наступление русских войск. В двух сражениях под Туртукаем — в мае и июне 1773 года—вместе с войсками Суворова сражались болгарские партизанские отряды.


     Новым шагом в развитии русско-болгарского боевого содружества явилась русско-турецкая воина 1787—1791 годов. Сразу же после вступления русских войск в Молдавию и Валахию на имя Румянцева, Потемкина и других русских военачальников стали поступать многочисленные заявления от молдаван, валахов, болгар, сербов с просьбой принять их на службу в русскую армию. Участники прошлой русско-турецкой войны нередко просили принять их с уже организованными отрядами. Русское командование, руководствуясь военными соображениями, поощряло создание добровольческих отрядов, которые иногда насчитывали тысячу и более человек и представляли самостоятельные боевые части в составе русской армии.


     Немало добровольцев служило и в русском военном флоте. Поскольку боевые действия за Дунаем носили кратковременный характер, добровольцы были представлены в основном балканскими эмигрантами, проживавшими в Новороссийской губернии и Молдавии. Всего в этой войне приняло участие 26—28 тысяч добровольцев.


      В русско-турецких войнах второй половины XVIII века укрепилось русско-болгарское боевое содружество. С этого времени борьба болгарского народа против турецкого господства происходила не только в форме гайдукского движения, волнений и восстаний в самой Болгарии, но и в форме вооруженной борьбы тысяч болгарских волонтеров в составе русских войск. Войны России с Турцией расшатывали могущество турецкой феодальной империи, стимулировали освободительное движение балканских народов, вселяли в них веру в успех борьбы с чужеземными завоевателями.


      В конце XVIII века надежды болгарского и других народов Балкан на скорое освобождение от османского ига значительно укрепились, так как в результате двух победоносных войн с Турцией (1768—1774 и 1787—1791 годов) Россия прочно утвердилась на Черном море и могла теперь оказывать балканским народам более широкую и действенную помощь. Став черноморской державой, Россия по-прежнему была заинтересована в национальном освобождении балканских народов, которых она рассматривала как союзную силу в борьбе с Османской империей. Поэтому на всех этапах борьбы с султанской Турцией Россия шаг за шагом добивалась предоставления балканским народам независимости. В XIX веке начинает усиливаться практическое влияние России на процесс складывания независимых государств на Балканах.


     


   Источник:  "Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. и освобождение Болгарии"