Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/11.11.2005/

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Сербии IX - начала XIX века






     




      С проникновением на территорию Сербии славян (VI — VII вв.) начинается формирование сербской народности (VIII — XIV вв.). В IX — X вв. образуются небольшие сербские феодальные княжества (Рашка, Зета, Хум и др.). Расцвет сербской средневековой культуры наступает в XII в., когда складывается феодальное государство Неманичей. В 1–й половине XIV в. оно значительно расширяется к югу, включая в себя Македонию и северные районы Греции. Однако в конце XIV — 1–й половине XV вв. сербское государство вновь распадается на несколько мелких княжеств. Турецкое нашествие, усилившееся после поражения на Косовом Поле (1389), положило конец расцвету культуры Сербии и надолго задержало культурное и экономическое развитие сербских земель. В XVII — XVIII вв. строительство велось главным образом в Воеводине, которая в 1690 вошла в состав Австрийской империи.




      Архитектура. С принятием христианства (в форме православия, 2–я половина IX в.) и формированием феодальных отношений начинается строительство каменных церквей. В формах церковной архитектуры византийское воздействие скрещивается с влияниями, идущими с побережья Далмации. Оригинальна церковь св.Петра в Расе близ Нови–Пазара (VIII — X вв.), где тетраконховую центральную часть, увенчанную массивным куполом на тромпах, окружает кольцеобразный сводчатый неф. В X — XI вв., когда вновь усиливается господство Византии, появляются 3–нефные базилики (церковь Богородицы Левишской в Призрене). Крепости раннесредневекового периода, дошедшие до нас в развалинах или в перестроенном виде, возводились на руинах римских и византийских укреплений. Вначале они были деревянными, позднее каменными. Наиболее распространённым типом жилой постройки был бревенчатый, а в равнинных местностях — глинобитный дом, крытый соломой, камышом и щепой.




      Расположение Сербии на стыке влияний романского и византийского искусства сказалось на характере сербского зодчества эпохи зрелого средневековья. В XII — XIII вв., когда формировалось единое архитектурное направление — так называемая школа Рашки (по названию центральной области страны), — по заказам князей велось широкое строительство монастырей–«задужбин» (т.е. сооруженных во имя спасения души заказчика). Постройки этого времени возводились из тёсаного камня, нередко с мраморной облицовкой: церковь св.Николы близ Куршумлии (1169—1172), церковь св.Георгия (Джурджеви Стубови) в Расе близ Нови–Пазара (около 1168), церкви монастырей Студеница (1183—1196), Жича (1208—1215), Милешева близ Приеполе (2–я четверть XIII в.). Они обычно имели в плане вид вытянутого прямоугольника и отличались массивностью простых геометрических форм. К кубическому объёму центральной части храма, увенчанной мощным куполом на парусах, примыкали с востока гранёные апсиды, с севера и юга — небольшие прямоугольные в плане притворы. С запада к низкому внутреннему притвору, перекрытому цилиндрическим сводом, добавлялся иногда и больший по высоте наружный притвор с одной или двумя башнями. Своеобразно интерпретированные византийские композиционные схемы сочетались в этих постройках с романской по формам скульптурной обработкой фасадов (аркатурные пояски в верхней части стен, перспективные арочные порталы, богатые узорные обрамления окон). Во 2–й пол. XIII — нач. XIV вв. постройки этой школы приобретают большую стройность, их отдельные композиционные звенья сливаются в целостный базиликальный объём (церковь св.Троицы в монастыре Сопочани, 1260–е гг.). Своеобразна церковь Пантократора в монастыре Дечани (1327—1335), объединяющая в себе черты романской базилики и византийского крестово–купольного храма с куполом на столбах (5–нефного в центральной части и 3–нефного в притворе). Постепенно нарастающие в вышину гармоничные объёмы здания, треугольные тимпаны западного и восточного фасадов (украшенные аркатурными поясками), узкие двухчастные окна на стройном барабане купола, нарядные двухцветные ряды полированного мрамора на фасадах, контрастирующие с сочной скульптурной резьбой, придают облику церкви праздничность и нарядность.




     




      В период усиления могущества Сербии (1–я половина XIV в.) в её искусстве возрастает стремление творчески освоить византийскую культуру. В зодчестве формируется новое направление (т.н. косово–метохийская школа). Получает наибольшее распространение византийский крестово–купольный тип храма с западным притвором (церкви Богородицы Левишской в Призрене, 1306—1307; церковь св.Димитрия, 1321—1324, в комплексе Патриархии в Пече). Осваивается техника орнаментальной кладки стен из чередующихся рядов камня и кирпича. Наиболее выдающимся памятником этой школы является 5–купольная церковь Благовещения в монастыре Грачаница (1315—1321), центральная часть которой имеет план в виде двух вписанных друг в друга крестов. Сходящиеся к центру ярусы подпружных арок, образующих пирамидальную композицию, высокие барабаны куполов с щелевидными окнами и аркатурами, лаконичный геометрический кирпичный декор придают храму стройность и декоративное изящество.




      С середины XIV в. под натиском турецкого нашествия центры сербской государственности и культуры перемещаются к северу, в долину реки Моравы. В 70–х гг. XIV в. здесь формируется новое архитектурное направление (так называемая моравская школа). Традиции сербского зодчества предшествующих периодов получают новую, оригинальную переработку. Распространяется тип 4–столпного крестово–купольного храма, вписанного в триконх (церкви в монастырях Раваница близ Деспотоваца, 1376, Любостиня, близТрстеника, 1378—1388, Манасия, 1407—1418). Но встречаются и однонефные бесстолпные купольные храмы, имеющие в плане вид креста, с обширным западным притвором и с башней над входом (церковь св.Стефана, так называемая Лазарица, в Крушеваце, 1370—1374, церковь Введения Богородицы в монастыре Каленич, 1405—1413). Высокие барабаны куполов в таких церквах обычно покоятся на кубических основаниях, опирающихся на 2 яруса подпружных арок. Массивные лаконичные формы построек моравской школы причудливо сочетаются с пышностью декоративного убранства фасадов, не всегда отвечающего внутренней структуре зданий. Многообразные узоры кирпичной кладки на фасадах дополняются глухими аркадами на тонких колонках, лентами плоскорельефного растительного и зооморфного орнамента из белого тёсаного камня, глазурованными керамическими вставками и орнаменИх декоративная красочность близка праздничной стихии народного искусства.




     




      В период турецкого нашествия большое значение приобретает крепостное строительство. На главнейших торговых путях в XIII в. и особенно в XIV — XV вв. сооружается ряд крепостей с массивными каменными зубчатыми стенами и высокими башнями, квадратными или округлыми в плане. В гористых районах крепости имеют нерегулярный план, очертания стен следуют рельефу местности (Звечан и Маглич в долине р.Ибар; Голубац на р.Дунай, известна с 1337), в равнинных районах — регулярный (Смедерево). Одна из башен, в которой располагалось жилище феодала, как правило, была больше и выше остальных. В ряде крепостей сохранились руины деревянных и каменных княжеских дворцов, прямоугольных в плане, с обширным тронным залом, массивными стенами и узкими, двустворчатыми окнами (Смедерево). Каменными крепостными стенами с башнями окружались монастыри (Манасия, Дечани), а также городские поселения, обычно расположенные вблизи княжеского замка (в Ново–Брдо, Голубаце, Руднике). Сооружавшиеся на руинах римских и византийских поселений (Белград, Ниш, Призрен, Приштина) или же возникавшие в новых местах средневековые города Сербии, ещё мало исследованные, имели, вероятно, главную торговую площадь, к которой вели радиально расположенные улицы (Ново–Брдо). Жилая застройка состояла из 2—3–этажных деревянных, саманных и каменных домов с двускатными крышами, крытыми дранкой или тонкими каменными плитками.




      В период турецкого господства (со 2–й половины XV в.) церковное строительство в сербских землях почти полностью прекратилось. Измепился облик городов. Турецкие завоеватели строили в них мечети, минареты, бани, караван–сараи, крытые рынки. Распространились 2—3–этажные жилые дома балканского типа с каркасной деревянной конструкцией, глухими оштукатуренными стенами, выступающими верхними этажами, крытыми балконами, эркерами и галереями. С конца XVII в. центром развития сербской культуры становится Воеводина. В XVIII в. здесь ведётся городское строительство (Нови–Сад, Сремски–Карловци), в котором в упрощённых формах находят отражение стиль барокко, а позже (начало XIX в.) классицизма. В церковном строительстве наряду с традиционными сербскими средневековыми формами используются формы барочной архитектуры. Наибольшее распространение получают однонефные церкви с цилиндрическим сводом, перекрытым двускатной крышей, и с одной или двумя башнями над западным фасадом, расчленённым карнизами и пилястрами, нишами и окнами с барочными сандриками (Успенская и Николаевская церкви в Нови–Саде, середины XVIII в., церкви и колокольни Фрушкогорских монастырей и др.).




      В центральных районах Сербии и в условиях турецкого ига в XVI — XVIII вв. бережно сохранялись национальные художественные традиции. Велось строительство новых и восстановление старых монастырей, гл.обр. в отдалённых районах. В XVII в. — нач. XIX в. здесь был сооружен ряд оригинальных деревянных церквей, представляющих собой приземистые однонефные постройки с высоким двускатным тесовым покрытием (Таковская церковь, 1795, церкви в Лютовнице, 1809, и Раче, 1827,— все близ Крагуеваца).




      Изобразительное искусство средневековой Сербии тесно связано с архитектурой. Скульптура существовала лишь в виде декоративной пластики, украшавшей церковные постройки. Особенно большое значение скульптурный декор, близкий по своему характеру романской пластике, имел в храмах школы Рашки. Богатством мотивов выделяется декоративное убранство церкви Успения Богородицы в монастыре Студеница (1183—1196). Узорные ленты беломраморных рельефов (в которых в нарядную растительную орнаментику включены стилизованные фигурки зверей, птиц и фантастических существ) оплетают здесь порталы и окна. Их изощрённая композиция поражает декоративной выдумкой, стихийной жизненной динамикой и выразительностью. В тимпане западного портала помещена сцена Благовещения, упрощённая по формам, выполненная в высоком рельефе. Аналогичен по характеру скульптурный декор церкви монастыря Дечани (1327—1335). Нарядные резные растительные узоры со стилизованными зооморфными изображениями украшают здесь капители внутренних столбов и колонок перспективных порталов. Грубоватой жизненной выразительностью отличаются портретные маскароны на консолях наружных фасадов. В постройках моравской школы (церковь св.Стефана, так называемая Лазарица, в Крушеваце, 1370—1374, церковь в монастыре Каленич, 1405—1413) скульптурная резьба становится более плоскостной, в ней усиливается праздничное орнаментальное начало. Резные изображения иногда раскрашиваются. Мотивы орнаментации обнаруживают связь с современными им миниатюрами сербских рукописей.




     




      Наибольшие достижения средневекового искусства Сербии связаны с монументальной живописью, переживавшей расцвет в XIII — начало XV вв. Фрески, покрывавшие изнутри стены церквей, следовали в основном византийской иконографии, но имели и ряд специфических особенностей. В частности, в них получили большое распространение единичные или групповые портретные изображения ктиторов. Фрескам XIII в. присущи ясный эмоциональный строй, человечность и одухотворённость образов. К лучшим памятникам этого времени относятся росписи церкви Вознесения в монастыре Милешева (ок.1236), отличающиеся мягким лиризмом, певучестью линий, светозарностью красочных сочетаний, и особенно фрески церкви св.Троицы в монастыре Сопочани (около 1265). Образы сопочанского цикла (евангельские сцены, изображения пророков и святых, портреты представителей рода Неманичей) проникнуты ощущением человеческого достоинства. В евангельских сценах, отличающихся спокойной величественностью, реальные жизненные наблюдения органически сочетаются с представлением о возвышенном смысле происходящего. С большим мастерством в них разрешаются сложные композиционные задачи. В обширной композиции «Успения Богоматери» представлена целая галерея охваченных скорбью людей. Сдержанная выразительность поз и жестов, певучие ритмические повторы линий, тонкие сочетания светлых чистых красок образуют стройное и гармоничное художественное целое, проникнутое светлой, возвышенной грустью, атмосферой духовного человеческого единения.




      В конце XIII — начале XIV вв. в монументальной живописи Сербии появляются новые черты. Работающие при дворе короля Милутина греческие мастера приносят веяния «палеологовского ренессанса». Традиционная иконография росписей обогащается. Вместо отдельных замкнутых сцен распространяются сюжетные циклы, включающие многофигурные композиции с большим числом подробностей и бытовых деталей. Изображения приобретают непосредственную жизненную выразительность, становятся более динамичными; размеры фигур уменьшаются (росписи церкви Богородицы Левишской в Призрене, около 1307, мастер Астрапа, церкви Иоакима и Анны в Студенице, XIV в., церкви монастыря Грачаница, 1321—1322).




      Последний период расцвета средневековой стенописи Сербии относится к концу XIV — началу XV вв. и связан с архитектурой моравской школы. Фрески этого времени, в целом основывающиеся на традициях предшествующего периода, лишены, однако, жизненной выразительности и эмоциональной силы, свойственных живописи XIII — начала XIV вв. В них нарастают черты изысканной декоративности, рисунок становится более измельченным. Колорит отличается мягкой гармонией блёклых, светлых красок (росписи церквей в монастырях Раваница, 1380–е гг., Манасия и Каленич, начало XV в.).




     




      Наряду с монументальной живописью в средневековой Сербии развивались иконопись и миниатюра. Иконы Сербии, известные с XIII в., до середины XV в. представлены первоклассными, но редкими образцами (иконы иконостаса церкви монастыря Дечани, 1350). Выполненные в византийских традициях, они отличаются каллиграфической тщательностью обобщённого рисунка, суровой выразительностью образов, строгой сдержанностью красочной гаммы. Особое развитие иконопись получает в XVI—XVII вв. Вплоть до начала XVIII в. следуя канонам поздневизантийского искусства, она приобретает, однако, черты декоративной орнаментальности. Центральное изображение святого часто окружается клеймами с наивно–повествовательными сценами «жития» (иконы из комплекса Патриархии в Пече).




      В средневековой миниатюре Сербии переплетаются романские и византийские влияния. Грубоватые наивно–выразительные образы святых чередуются в рукописях конца XII — XIII вв. с нарядными узорными вставками, заполненными плетёным и растительным орнаментом («Мирославово евангелие», конец XII в., Народный музей, Белград). В конце XIII — XV вв. усиливается влияние искусства «палеологовского ренессанса» («Призренское евангелие»; «Хиландарское евангелие», 1360). Ясной гармоничностью образов и изяществом лёгкого контурного рисунка отличаются миниатюры «Ленинградского евангелия» (1425, Публичная библиотека им.М.Е.Салтыкова–Щедрина, Ленинград). Крупнейшим центром славянской письменности был в XV — XVII вв. монастырь Манасия.




      В XVIII в., когда изобразительное искусство Сербии развивается главным образом в Воеводине, в нём наблюдается усиление светских тенденций. В патриотической по духу серии гравюр на меди X.Жефаровича (конец XVII в.— 1753) с портретами сербских царей, святых и епископов (1741) черты примитивизма сочетаются с барочной пышностью образов. Живописцы 2–й половины XVIII в., чаще всего обучавшиеся в Вене, наряду с иконостасами и стенными росписями церквей создают портреты и натюрморты. Среди художников выделяются Т.Крачун, в религиозных композициях которого средневековые традиции причудливо сочетаются с барочной динамикой, остротой композиции и сложными красочными эффектами, а также Т.Чешляр, для работ которого характерны изящество, изысканность нежной красочной гаммы. Замечательны портреты Чешляра, которым присущи простота композиции, тщательность фиксации характерных особенностей модели, использование звучных цветовых акцентов, выделяющихся на тёмном коричневом фоне.




     




      В декоративно–прикладном искусстве средневековой Сербии были развиты художественная обработка металла, резьба по дереву, шитьё и ткачество, изготовление керамики. Белград, Ново–Брдо, Смедерево славились в XIV — XVII вв. производством ювелирных изделий, золотой и серебряной церковной утвари, посуды. Серебряные кресты и оклады евангелий украшались искусно выполненными технике чеканки многофигурными сюжетными композициями и фигурами святых (крест царя Душана, XIV в., монастырь Дечани, позолоченный оклад «Хоповского евангелия», 1681, Музей прикладного искусства, Белград), серебряные блюда и чаши — изысканным растительным орнаментом и стилизованными изображениями зверей. Браслеты, серьги, перстни покрывались изящными и строгими по формам накладными, филигранными и гравированными узорами, складывающимися из геометрических и растительных мотивов (находки из Маркова–Вароша, XIV в., Народный музей, Белград). Редкие сохранившиеся образцы местной керамики (кувшины и миски с зелено–коричневой и жёлтой поливой из Стари–Бора и Ново–Брдо, XIV — XV вв.) отличаются мягкостью и простотой форм, скромностью растительного и зооморфного узора. Высокого расцвета достигло в Сербии шитьё золотом и серебром. Шитые предметы культового обихода (плащаницы, кресты) украшались фигурными изображениями и растительными орнаментами (плащаница монахини Евфимии, XIV в., монастырь Дечани). Резьба по дереву представлена главным образом иконостасами с мягкими по формам растительными узорами. Уникален деревянный саркофаг царя Стефана Дечанского с нарядной ажурной резьбой (XIV в., монастырь Дечани). В декоративно–прикладном искусстве Сербии XVII — XVIII вв., сохраняющем самобытные черты, сказываются вместе с тем восточные, турецкие влияния (главным образом в керамике и ткачестве).