Комиксы или девятое искусство (именно под этим номером – девять – числится комикс, или графическая проза, в реестре признанных искусств – прим Српска.Ру) в нынешнем году отмечали свой первый век в Сербии, где с самого начала они попали на плодородную почву. Целые поколения выросли на приключениях Мандрака, Алана Форда, героев Диснея, а затем и авантюрах Загора, Конана, поручика Блубери и Дилана Дога. Нарисованные герои, сражающиеся за правду и в конце завоевывающие победу над силами зла пробуждали мечты у мальчиков и девочек в Сербии еще в начале прошлого века.
Предтечей комиксов были виньетки, которые Йован Йованович Змай публиковал в сатирических газетах для молодежи «Стармали» и «Невен». Новая форма выражения стала очень популярной в юмористических журналах, а уже в конце двадцатых появляются и авторы вроде Андрии Мауровича и Бранко Видича.
Для популяризации рисованных романов важным было появление еженедельника «Весели четвртак» («Веселый четверг») в 1932 году. В этой газете наши читатели впервые познакомились с героем Уолта Диснея Микой Мишем (так тогда переводили имя Микки Мауса).
- Термин «стрип» (комикс) впервые появляется в «Политике» в 1934 году, когда был опубликован «Детектив Икс-9», кумом, точнее создателем слова «стрип» был редактор в «Политике» Бата Вукадинович, - рассказывает Вук Маркович, редактор журнала «Златно доба» («Золотые времена»), посвященного комиксам в Сербии с тридцатых по пятидесятые годы.
Создателем этого комикса был Алекс Реймонд, в дальнейшем автор классических комиксов вроде «Флэша Гордона», «Джима из джунглей» и «Рипа Кирби».
Хотя первыми к сербским читателям пришли американские комиксы, новое искусство в Сербии утверждали и пропагандировали русские авторы, члены «Белградского круга», важнейшими из которых были Джордже Лобачев, Константин Кузнецов и Сергей Соловьев.
- Белградская тройка несомненно оставила неизгладимый след в сербских комиксах. Интересно, что Александр Ивкович, крупнейший издатель комиксов, выпускавший «Мику Миша» по происхождению был русским и взял себе фамилию жены, Лобачев, Соловьев и Кузнецов дали мощный и судьбоносный импульс нашим комиксам, - рассказывает Вук Маркович
Джордже Лобачев родился в 1909 году в Скадре, где его отец был на службе как русский консул. Как у эмигрантского сироты, его детство и молодость были тяжелыми. С 1922 по 1929 год он учился в Первой русско-сербской гимназии, а затем изучал истории искусств на белградском философском факультете.
Потеряв работу в строительной фирме в 1934 году из-за экономического кризиса Лобачев занялся рисованием в рекламе, чтобы прокормить семью.
Под влиянием мировой популярности американских приключенческих комиксов Лобачев тоже начал работать в этом жанре, сначала в журналах «Панорама» и «Стрип», а затем в «Мике Мише», «Царстве Мики», «Политике» и «Политикином Забавнике».
Особое внимание Лобачев посвящал работам по мотивам сербских народных песен и сказок, таких как «Женитьба Душана», «Падение града Пирлитора», «Баш Челик» и «Бибирче». Умер Джордже Лобачев в Санкт-Петербурге в 2002 году.
Константин Кузнецов родился в 1985 году в Санкт-Петербурге. Его самые известные комиксы – «Графиня Марго», «Барон вампир», «Князь Милош», «Синдбан Мореход», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». Умер он в 1980 году в Санкт-Петербурге.
Сергей Соловьев родился в 1901 году в Курске. Чаще всего он работал по сценариям Бранко Видича, его известнейшие комиксы – «Три мушкетера», «Черный атаман», «Царский щитоносец», «Сон в летнюю ночь», «Казаки», «Буффало Билл», «Робин Гуд», «Айвенго», «Наполеон», «Молодая сибирячка» и «Путь к славе». В работах Соловьева преобладают приключенческие темы. Умер Сергей Соловьев в Италии в 1975 году.
Комиксы «Белградского круга» оставили глубокий след в развитии «девятого искусства» в Сербии и благодаря им на истории в картинках начали смотреть как на произведение искусства.
Для многих звучит невероятно, но композиция и облик некоторых икон и фресок в средневековых сербских церквях и монастырях напоминают картинки из комиксов. Рассматривая некоторые иконы, такие как «Сошествие в Ад» из церкви Успения Богородицы в Сербском Ковине или «Святой Георгий с житием» нельзя на заметить как они похожи на «стрип» - комиксы.
Сречко Милованович
На иллюстрации "Баш Челик" Джордже Лобачев