Югославский прозаик и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1961.
Родился 10 октября 1892 в деревне Долак в Боснии. Отец, ремесленник, умер, когда сыну было три года. Получил строгое католическое воспитание. С раннего детства жил в стране, где мог наблюдать смешение культур различных народностей, населявших Боснию, – от турок-мусульман до католиков и православных. Будучи в 19 в. объектом имперских притязаний Австро-Венгрии , Босния в 1908 официально была аннексирована Австро-Венгрией.
Вскоре после этого события Андрич, будучи учащимся гимназии, вступил в Сараево в революционную организацию «Млада Босна», члены которой боролись за освобождение Боснии от владычества Австро-Венгрии и за объединение и независимость южных славян. Когда Гаврило Принцип 28 июня 1914 убил эрц-герцога Франца-Фердинанда, были арестованы многие члены организации, в том числе и Андрич, которого приговорили к 3 годам тюремного заключения. В тюрьме имел возможность читать Ф.
Достоевского и датского философа С.Кьеркегора, взгляды которых оказали на него значительное влияние. Под их воздействием пишет две книги стихов Из моря (1918) и Волнения (1920), в одной из которых есть такая стихотворная строка: Нет иной истины, чем горе, иной реальности, кроме страдания.
После войны много путешествовал, изучал философию, филологию, историю в университетах Загреба, Вены, Кракова и Граца. В 1923 получил степень доктора, защитив диссертацию о культуре Боснии.
Начинает дипломатическую карьеру: представляет в Европе Королевство сербов, хорватов и словенцев, образовавшееся после окончания войны и в 1929 получившее название Югославии. Занимал дипломатические посты в различных европейских столицах, что оставляло мало времени для занятий литературой. Несмотря на загруженность работой, пишет первый рассказ, который был опубликован в 1920. С 1924 по 1936 увидели свет еще три сборника рассказов, во многом основанных на фольклоре и истории народностей Боснии, проза, в которой явственны мотивы тщетности и суетности человеческих страстей.
В 1939 назначен послом Югославии в фашистской Германии, и оставался в Берлине вплоть до начала германского вторжения в Югославию в апреле 1941. Переехал в Белград за несколько часов до первой бомбардировки столицы. Практически все время немецкой оккупации Югославии находился под фактическим домашним арестом в своей белградской квартире, не имея возможности принимать участие в Сопротивлении. Энергия требовала выхода, и именно в 1941–1945 он создает свои лучшие, значительнейшие прозаические произведения, трилогию: Мост на Дрине, Травницкая хроника, Барышня. Все три части увидели свет лишь в 1945.
Мост на Дрине – наиболее известен и переводится чаще других частей трилогии. В центре повествования – борьба между иудеями, мусульманами и католиками, происходившая в течение трех столетий. Мост, построенный турками в 16 в., становится у Андрича символом непостижимости жизни как чуда. Отдельные главы романа посвящены наиболее ярким событиям истории страны, охватывая эпоху с 1516 по 1914. Причем эпоха османского владычества оказывается не более жестокой, чем период господства Австро-Венгерской монархии. Недаром в последних главах романа описывается начало Первой мировой войны и разрушение взорванного австрийцами моста.
Травницкая хроника – повествование о нравственных коллизиях, возникающих, когда французский и австрийский консулы борются за влияние на турецкого визиря Боснии в нач. 19 в.Действие происходит на фоне эпохальных исторических событий: наполеоновских войн, борьбы Сербии за независимость, попыткой султана Селима III покончить с феодальной раздробленностью.
Барышня – более ограниченное в историческом отношении произведение, зато точный, психологически-достоверный портрет несчастной, забитой женщины.
После войны популярность Андрича в Югославии растет как на дрожжах. Раньше критики считали его скорее бытописателем, теперь готовы отдать ему пальму первенства в югославской литературе и говорят о нем как о писателе, который нащупал «больные точки», где скрещиваются проблемы всего общества и его истории.
Становится сторонником Тито, в основном благодаря тому, что тот признал Боснию одной из шести равноправных республик, входящих в состав Югославской Федерации.
Пишет Новые истории (1948) – сборник рассказов о Второй мировой войне и послевоенном периоде, Проклятый двор (1954) – повесть, где от лица одного из узников-боснийцев рассказывается о тяжелой жизни заключенных в период турецкого владычества.
В 1959 устраивается его личная жизнь – он женится на Милице Бабич, художнике-декораторе Белградского национального театра. Избран депутатом Союзной народной скупщины от Боснии.
В 1961 получает Нобелевскую премию по литературе «за силу эпического дарования, позволившего во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны». По мнению представителя Шведской академии, Андрич использует народные боснийские легенды и приходит с их помощью к пониманию философских истин. В ответной речи Андрич говорил о том, что «все истории с самых ранних времен, – это, по существу, одна история о смысле человеческой жизни...», тем самым вырываясь из тесных рамок данного нам исторического периода и опровергая обвинения в пренебрежении современными проблемами. Ведь «проблемы прошлого», по его мнению, «продолжают оставаться актуальными и по сей день, поскольку перед нами стоят все те же задачи».
Остаток жизни провел в Югославии, пользовался почетом и уважением, получил премию «За труд всей жизни», которую обычно присуждали политикам и ученым.
Умер 13 марта 1975 в Белграде от инсульта.
Творчество Андрича довольно слабо известно на Западе. В России его Травницкая хроника была переведена и опубликована в «Библиотеке всемирной литературы», издании, весьма популярном среди интеллектуалов в советское время. По мнению ученого-литературоведа Томаса Экмана, писатель «проникает в такие удивительные по своему богатству глубины человеческого духа, которые сокрыты от нормальной логики и восприятия... Описывая судьбоносные, из ряда вон выходящие ситуации, Андрич показал самое возвышенное и низменное...». А американский исследователь югославского происхождения Николай Моравсевич, признавая преобладание в прозе Андрича пессимистических настроений, считает это неизбежным для человека, который сочувствует страдающему человечеству, что вкупе с пластичностью языка и тонким психологическим анализом дает основания считать Андрича непревзойденным мастером в сербской литературе.
Издания: The Pasha,s Concubine and Other, Tales, 1968; Травницкая хроника. Мост на Дрине. Романы. Пер. М.Волконского, Т.Вирты. Библиотека всемирной литературы. Серия 3, т. 130, М., 1974; Собрание сочинений. В 3 т. М., 1984; Человеку и человечеству. М., 1983.